Обычный летний вечер закончился для 16-летнего Алексея Смирнова вызовом бригады «скорой помощи» и экипажа полиции. А поначалу ничего не предвещало неприятностей. 20 августа 2019 года, в семь вечера, он находился во дворе своего дома в 13 микрорайоне. Подросток разговаривал возле подъезда с одноклассницей. Ребята обсуждали предстоящую учебу в 10 классе – через несколько дней начинался новый учебный год. На чей-то грубый мужской окрик из окна верхнего этажа они не обратили внимания...
Позже, пересказывая родным, полицейским, судье события того вечера, Алексей признается: он не расслышал, что именно кричат сверху, и даже не подумал, что это может быть адресовано ему. Так что для него стало полной неожиданностью появление молодого мужчины со сжатыми от злости кулаками. Нетрезвый парень вышел из подъезда и сразу же набросился на подростков. Он принялся гоняться за мальчишкой по палисаднику и, догнав, ударил его кулаком в лицо. От удара Алексей отлетел к стене дома и стукнулся головой о бетонную плиту. Происходящее видела проходившая мимо женщина с коляской, которая и позвонила в полицию. «Я как раз возвращалась из магазина домой, когда увидела сына, держащегося за голову обеими руками, – говорит Марина Смирнова. – Сразу вызвала «скорую». Нас отвезли в приемный покой БСМП, сделали МРТ, исследование показало закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга. Врачи предложили госпитализацию, но мы отказались – думали, что обойдется. Вскоре в больницу приехали полицейские. Я написала заявление об избиении моего сына. Вместе с экипажем мы проехали домой и поднялись в квартиру предполагаемого драчуна. Дверь открыла нетрезвая скандальная женщина – то ли жена, то ли сожительница этого Владимира Тарзанова, который накинулся на моего сына».
Как оказалось, мужчина с тяжелыми кулаками подумал, что подростки, стоящие возле подъезда, делают «закладки» с наркотиками. Почему именно эта мысль пришла в его нетрезвую голову – не ясно. Но тогда он решил разобраться с «поганцами» во что бы то ни стало. И избил ни в чем не повинного школьника.
Алексей Смирнов никогда не был замечен в чем-то предосудительным – в школе учится хорошо, мечтает поступить в медицинский институт, очень доброжелательный, спокойный парень. Проблема в том, что он страдает сахарным диабетом. Живет на инсулине. Из-за этого ему присвоена инвалидность.
«За неделю до случившегося сын жаловался на головную боль – никакие таблетки не помогали справиться с мигренью, – рассказывает Марина Смирнова. – И тут еще этот удар в голову. У Алёши начались сильнейшие боли, он не мог спать. На второй день после избиения мы прошли судебную экспертизу. А потом обратились к неврологу. Алёшу положили в стационар МСЧ-28. Это казалось мне каким-то дурным сном: я и представить себе не могла, что на моего ребенка кто-то может вот так – на глазах у прохожих, без какой-то причины – накинуться и избить. И ведь никто до сих пор ответственности за это не понес. В полиции вообще не хотели дело возбуждать – сначала долго хранили молчание, а потом вынесли определение о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Оказывается, нет ничего страшного в избиении несовершеннолетнего на улице. Не убили – и ладно! А черепно-мозговая травма трактуется как легкий вред здоровью. После моего обращения к начальнику ОП-2 и в прокуратуру дело отправили в производство. Но исковое заявление в суд по собранным материалам я писала сама».
Заявление Марины Смирновой о привлечении к уголовной ответственности 29-летнего Владимира Тарзанова находится на рассмотрении у мирового судьи судебного участка №33 Натальи Чумаровой с прошлого года. Первое заседание состоялось еще в декабре 2019 года, и тогда сторонам было предложно решить вопрос… примирением. По словам Марины Николаевны, обвиняемый в коридоре перед кабинетом судьи предпринял попытку извиниться, сказав Алёше что-то типа: «Прости, дружище! Попутал! Знал бы, что ты сосед, не стал бы бить!» В общем, примирения не случилось...
Зимой шли вялотекущие судебные заседания, грянувшая весной пандемия прервала этот процесс, а летом практически все назначаемые заседания переносились по причине неявки обвиняемого.
«Для защиты прав сына я наняла иркутского адвоката Олега Вязовского, оплачиваю каждый его приезд из областного центра к нам в Ангарск, а Тарзанов может позвонить в суд за полчаса до заседания и сказать, что он болен и не придет, – говорит Марина Смирнова. – По совету правозащитника кроме заявления о привлечении обидчика моего сына к уголовной ответственности я подала иск о возмещении морального вреда на сумму 50 тысяч рублей. Как-то раз Тарзанова доставляли в суд принудительно, а 27 августа он вообще явился на заседание пьяным. Еле на ногах стоял! Наш адвокат хотел вызвать в суд полицию, чтобы обвиняемого привлекли к административной ответственности за нахождение в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения. Такое неуважение к суду и всем присутствующим! Судья же пожурила его и отправила на экспертизу. Заседание снова отложили».
К нам в редакцию Марина Смирнова обратилась 7 сентября, за два дня до очередного заседания. Женщина жаловалась на затягивание судебного процесса и незаинтересованность мирового судьи в принятии решения. «Больше года прошло с того вечера, а пьяный агрессор, избивший моего сына, до сих пор не понес за это наказания! – говорит Марина Николаевна. – Он превратил судебный процесс в фарс, глумится над всеми, врет, а судья не привлекает его к ответственности за неявку без уважительной причины и появление в суде в нетрезвом виде, не использует принудительные меры. А ведь речь идет о деле, где пострадавшим является несовершеннолетний ребенок-инвалид!»
В тот же день мы отправили редакционный запрос в Ангарский городской суд по поводу рассмотрения этого дела. Ответ еще не получен. Но на днях Марина Смирнова порадовала хорошими вестями: назначенное на 9 сентября заседание состоялось! Тарзанов явился в суд и дал показания. В ходе процесса все его неявки были признаны неуважительными. Также выяснилось, что недавно он, водитель такси, был лишен права управления автомобилем за езду в пьяном виде. «С меня нечего взять!» – гордо заявил в суде борец с «наркозакладчиками».
«Надеюсь, судья вынесет справедливое решение, – говорит Марина Смирнова. – Пусть это станет для моего сына примером того, что себя надо всегда защищать по закону. Иначе действительно на улицу будет страшно выйти...»
Имена и фамилии героев публикации изменены в интересах объективного рассмотрения дела.