Рубрика
Ангарск и Ангарчане
Как отряд волонтёров ищет людей, попавших в беду
«Найден, жив!» – обычно такая надпись ярко-красными буквами поверх фотографии человека появляется, если поиски без вести пропавшего увенчались успехом. Так волонтеры передают хорошую весть по соцсетям всем неравнодушным. Сейчас бы очень хотелось увидеть такую надпись на ориентировке семилетнего Вовы Рыбалко, который в середине сентября пропал в поселке Уховский Куйтунского района.
Утром 12 сентября мальчик ушел в школу и не вернулся. Родители забили тревогу в тот же день и пытались сами найти сына, но не смогли. После этого они обратились в полицию. До сих пор о его судьбе ничего неизвестно. Поиски ребенка не прекращаются ни на минуту. Его ищут самые опытные следователи СКР, криминалисты, оперативники, а также волонтеры. Всего задействовано 300 человек, в том числе добровольцы из Ангарска. Большую работу ведут и поисковики добровольческого спасательного отряда 111.62. Его руководитель Артем Скорохватов признался нам: «Конец лета и начало осени – у нас самая горячая пора. Традиционно теряется много людей – детей и грибников. А по ночам уже заморозки, так что медлить нельзя, каждый час на счету!»
Лично пообщаться с Артемом из-за его круглосуточной занятости не довелось, но мы всё равно хотим рассказать о работе его отряда.
А началось всё в мае прошлого года. Тогда Приангарье затянуло дымом лесных пожаров. Площади возгорания вокруг Ангарска, Иркутска и Байкала были такими, что МЧС не хватало ни человеческих, ни технических ресурсов отработать даже крупные очаги. Им на помощь стали приходить добровольцы – обычные люди, мужчины и женщины, которые хотели и могли принять участие в тушении пожаров. Иркутянин Артем Скорохватов решил собрать группу таких волонтеров. Разметил пост в соцсетях, на который почти сразу откликнулось несколько человек. На следующий день Артём с ребятами выехали на тушение Большого Голоустного. А звонки продолжали поступать практически непрерывно. Желающих присоединиться к их работе становилось больше с каждым часом. За один день Артём принял около тысячи звонков (были даже из Краснодара). После каждого разговора он добавлял человека в группу в Вайбере, где была полная информация о том, где и что горит. На следующий день на тушение лесного пожара выехали уже более 100 человек. В будущем многие из них стали волонтерами образованного отряда 111.62.
Странное название? На самом деле в нем заключен не какой-то секретный код – это последние пять цифр телефона координатора отряда: 8-924-99-111-62. Когда этот сотовый начинает звонить без умолку, значит, где-то случилась беда. Летом прошлого года на него принимали звонки от тех, кто хотел оказать помощь пострадавшим в наводнении. Силами добровольцев удалось отправить в Тулун шесть фур, груженных одеждой и продуктами. На самом деле направлений деятельности у отряда несколько – кроме тушения пожаров добровольцы занимаются и очищением заповедных территорий от мусора, а также оказывают бескорыстную помощь детям-сиротам и одиноким пожилым людям.
Но самое известное и активно развивающееся – это поисковое направление. Им руководит Елена Вейс. Благодаря ей просто желающие помочь заблудившемуся человеку становятся хорошо подготовленными спасателями. За полтора года ребята отработали более 200 сообщений о пропавших без вести. Как правило, самые проблемные категории – старики и дети. Первые нередко пропадают, потому что переоценивают свои силы. Например, отправился человек за грибами, зашел слишком далеко, устал – стало плохо с сердцем, а таблетки забыл дома – началась паника, выйти на привычную тропу не смог. Дети зачастую теряются, потому что уходят из дома, страшась наказания. Подростки тем самым демонстрируют свой протест против того, что родители не принимают их друзей, не одобряют новых увлечений. Вся полученная информация о пропавшем человеке проверяется. Если ложная, то удаляется. Если же реальная – добровольцы оперативно приступают к работе. Елена Вейс поднимает постоянную группу активистов (человек десять-двадцать от 20 до 40 лет, люди разных профессий и разного уровня физической подготовки), которые даже после сложного рабочего дня найдут силы искать чужого человека, потому что просто не смогут уснуть, зная, что где-то в лесу в темноте блуждает растерянный и напуганный пенсионер или ребенок. Для поисков в лесу необходимы навигатор, фонарь, компас и рация. Еще желательно иметь при себе карту. Группа собирается в обозначенной точке, делится на несколько направлений и ведет осмотр местности. Волонтеры обходят лесные зоны, дворы, заброшенные строения, садоводства, кладбища и так далее. Выезды в большей степени случаются, если человек пропал в лесной зоне. В городе чаще срабатывают ориентировки.
«Мы работаем в тесной связке с МЧС и полицией, – говорит Артем Скорохватов. – Например, для старта поисков надо, чтобы родственники подали официальное заявление в правоохранительные органы. Некоторые до сих пор думают, что полиция принимает заявления о пропаже людей только спустя трое суток. Это неправда. Независимо от того, сколько прошло времени, полиция обязана сразу, по факту обращения, принять заявление. Другое дело, что в поисковых работах у нас больше возможностей. Во-первых, мы можем задействовать сразу больше людей. Представьте себе участкового, который отвечает за несколько кварталов или несколько деревень. Понятно, что прочесать в считаные часы все чердаки-подвалы-парадные ему не под силу. Во-вторых, у поисковиков мотивация сильнее – они работают не за деньги, а по зову сердца».
Денег за свой труд добровольцы действительно никогда не берут, а вот от горячего чая с бутербродом во время отдыха после сложных обходов местности не откажутся. Все дни с момента пропажи Вовы Рыбалко в Куйтунском районе работают волонтеры – в самом поселке народу не так много, розыск мальчика ведут в основном приезжие ребята. Можно приехать к ним, привезти еду и теплые вещи. Обход территории шел даже под проливными холодными дождями. Обследовано уже более 100 заброшенных домов, ферм, чердаков, подвалов, озера и лесной массив. Опрошено около 1500 человек. Где же ты, Вова?..
Что заставляет волонтеров вставать ночью и брести в холод искать незнакомого человека? Хобби это занятие точно не назовешь. Потому что радости и удовольствия такое увлечение не приносит. Просто есть среди нас люди, которым чужая беда превыше их собственного комфорта в жизни. К счастью, они всё еще есть…