Четвертый и, наверное, последний в коронавирусном 2020 году «Ангарский Арбат» 19 сентября подарил несколько многообещающих ярких встреч, в том числе с медниками из Иркутска – знающими и любящими свое дело ремесленниками в лучшем смысле этого слова!
Последняя витрина в ряду столиков, столов и иных выставочных приспособлений – а на ней в ряд медные браслеты с разной текстурой и камнями, кольца, серьги, броши, подвески с самыми необычными кулонами… Работы, мимо которых можно пройти, не блестят и особо не выделяются, зато если остановиться и начать рассматривать, то так просто уже не уйдешь. С каждой минутой, с каждым новым украшением всё больше удивляешься выдумке и восхищаешься мастерством. Неброская на первый взгляд, но необычная красота этих изделий, истинная красота металла и камня, которую умели ценить наши прародители, не оставит равнодушным знающего человека.
Иркутяне Татьяна и Евгений Савиновы, случайно узнав об «Ангарском Арбате», приезжают к нам в течение трех лет, но нечасто. В прошлом году их можно было встретить на открытии сезона, а нынче они побывали в нашем городе только 19 сентября.
Их общее любимое хобби – делать украшения из цветных металлов и камней. Согласно, вместе – они и говорят об этом так же: не перебивая друг друга, один начинает, другой заканчивает. Это скрепляет семью как ничто другое: Татьяна и Евгений вырастили сына и дочь, своих верных помощников, недавно справили серебряную свадьбу. 25-летие совместной жизни стало для них, между прочим, поводом попробовать соединить медь, латунь и нейзильбер – была идея сделать себе новые кольца. Теперь у них можно найти мужские и женские украшения из сплава этих трех металлов, и от игры оттенков на поверхности таких перстней и кулонов глаз не оторвать!
Их изделия можно разглядывать бесконечно, с удивлением отмечая всё больше необычных придумок, немыслимых сочетаний – поделочных камней, обломков тальцинского стекла-эндемика, медной проволоки и кожи. Вот кулон-сердце из часового механизма и камешков-предсердий, по которому так естественно пробегает медная жилка. Оригинальная игольница в форме совы – со всеми параметрами туристического сувенира. А вот подвеска из полуразрубленной старинной монеты, исторической редкости, которая, может, и братьев Орловых, и Емельяна Пугачева помнит…
– Екатерининскую медную монету, которая стала основой этого украшения, я купил у нумизмата года 2-3 назад как раз на «Арбате», – поясняет Евгений Савинов. – Лежала у меня два года, пока я не придумал, как ее оплести проволокой и подвесить. Здесь же мы познакомились с девушкой-художником, которая делает прекрасные рисунки животных на камнях, поселяет их туда, вписывает лис, тигров, волков в изначальный рисунок камня, подчеркивая, а не заслоняя его. Этот кулон без ее лисы совсем слепой, неинтересный, а здесь барс как будто уже был в камне, не верится, что это изображение на его поверхности.
Новые идеи супруги черпают в интернете, у коллег, которые занимаются металлами, но получается у них всё равно совсем по-своему – ни обид, ни конкуренции! Сейчас, например, пробуют заниматься филигранью, но выводить ажурные узоры проволокой пока, по признанию супругов, получается сыровато.
Заняться изготовлением украшений из цветных металлов 8 лет назад подтолкнуло несчастье – грыжа позвоночника у Татьяны, из-за которой о любимом бисероплетении пришлось на время забыть. Тогда муж-строитель (печник, кстати!) принес с работы медную проволоку, чтобы занять жену. Постепенно втянулись оба, чем дальше – тем интереснее. И по технике, между прочим, сразу видно, кто приложил руки к изделию: женское плетение – мелкое, а мужское – крупное. Теперь у семьи Савиновых есть идея соединить металл с бисероплетением – своим давним увлечением.
В беседе с медных дел мастерами то и дело проскальзывают чуждые для моего слуха, а то и вовсе неизвестные слова: филигрань, кабошон, нейзильбер. «Кольчужное плетение – очень сложная техника», «патина выступила»… Как будто попала в ремесленный цех давних времен! А Савиновы согласились: мы не ювелиры, мы ремесленники, ювелиров много, а ремесленников хороших мало.
В чем секрет медных дел мастеров из Иркутска? Почему такой притягательной силой обладают их изделия? Какой таинственный элемент добавляют супруги к металлу, камню и коже? Может быть, играет роль то, что они не смотрят телевизор, не зависают в телефонах – некогда?! В жизни, правда, на работу ходить надо, а то бы совсем ничто не отвлекало Савиновых от их совместного творчества.
Татьяна – медик по профессии, и хобби помогает снимать напряжение рабочего дня. Про свою деятельность Евгений говорит, что без творчества там сегодня тоже делать нечего.
– Мы приезжаем на «Арбат» не столько продавать, – раскрывает свой секрет Татьяна, – сколько получать удовольствие от новых впечатлений и знакомств, потому что, если ехать с мыслью продать, ничего не получится. Материал, с которым мы работаем, учит не суетиться и доверять ему, себе и миру. Например, когда делают заказы, не все камни «идут», начинаешь работать – а они диктуют свое. У материала есть характер, и каждое изделие ведет себя по-своему. Нужно увидеть образ, снять лишние сколы – и просто освободить морду дракона или голову собаки. Поэтому у нас и получается так… необычно!