Рубрика
Ангарск и Ангарчане
Про «исторический» кинофестиваль, который мы затеяли, про юбилей ДК «Нефтехимик» и про любителей с кинокамерами, которые «пишут историю объективом»
В далекие-предалекие времена, лет так двадцать назад, группой энтузиастов в Ангарске был запущен телепроект – народная программа «Вездеход». Участники программы личным примером пропагандировали почти совсем здоровый образ жизни и экстремальные виды отдыха. Ныряли в прорубь, гоняли на лыжах, на байках и на самодельных вездеходах, раз за разом бросались на штурм воздушной, подводной, снежной и прочих стихий… Ну а снимали все эти отважные эксперименты такие же любители приключений, которые «всегда-с-собой-берут-видеокамеру»… Потому-то и назывался «Вездеход» народной программой. Наши операторы были легки на подъём и успевали везде. И персонально им даже были посвящены два выпуска программы. Вот цитата из «Вездехода» про любителей:
«Любитель с видеокамерой. Без сомнения, этот образ достоин быть запечатленным художником, чтобы навеки остаться в памяти народной. Как, например, девушка с веслом… Или человек с ружьем. Программа «Вездеход», основанная на непрофессиональных, но народных методах и традициях видеосъёмки, высоко ценит способность любителей не забивать голову условностями и снимать всегда и везде всё, что интересно, даже если по всем канонам съёмка в данных условиях невозможна…»
Однако видеокамеры были не всегда. Если заглянуть в еще более давние времена – 60-70-е годы, – то там никаких напичканных хитрой электроникой видеокамер не было, а историю любители «писали» объективом увесистого железного киноаппарата, куда была вставлена кинопленка – обычно восемь с половиной метров, которых хватало на съёмку примерно трех-четырех минут фильма. И камеру перед началом работы надо было завести – покрутить ручку сбоку, как на старом будильнике. Вот так: вставить в темноте пленку в камеру, завести механизм, нацелить объектив прямо на аппетитный шашлык в костре, разведенном на берегу Китоя, где-то в районе Старицы, возле подвесного моста… Вокруг – отдыхающие ангарчане, ещё никаких модных дорогих иномарок и коттеджей, река покрыта слоем брёвен, по которым с риском провалиться бегают ребятишки и взрослые, которые ведут себя как дети. По бревнам в некоторых местах можно было перейти Китой, а можно было идти и по мосту, соединявшему материк с островом. Мост был подвешен на толстых стальных тросах и, вполне возможно, опирался дополнительно на трех слонов, стоявших на трех китах, – сейчас уже не проверишь.
Мост давно сгорел, а остатки тех опор и сегодня можно увидеть посреди течения – вид на них открывается с новой набережной. И не всякий вспомнит, что было здесь раньше, 30-40 лет назад, и какие тогда на пикнике песни пели под шашлык и пиво ангарского завода, и в каких кедах у костра потом плясали. Хорошие были кеды – «Пять мячей», китайские, а магнитофоны ценились «Романтик» – переносные, портативные, катушечные, с небольшой чемодан размером.
Да уж, много чего можно было бы попробовать повспоминать с риском ошибиться в деталях, однако кинопленка, отснятая когда-то народными операторами, сегодня соврать не даст. Если, конечно, эта пленка сохранилась.
Лежит себе где-нибудь в старом комоде катушка с фильмом, никто про неё и не вспоминает, а там… Там запечатлена история, записанная объективом.
История – это не только официальные съемки профессионалов или «продвинутых» любителей из киностудии. Важен взгляд каждого человека. Самая короткая, самая незамысловатая кинозарисовка, снятая на самую простую камеру, может стать документом эпохи. Как работали, как отдыхали (на ведомственных турбазах, которых теперь нет), как купались в реке Китой и как ездили в Венгрию по профсоюзной путевке. Как играли свадьбы и как смотрели на стадионе «Ангара» грандиозные постановки к праздничным датам. Наши любительские постановочные фильмы – тоже зеркало эпохи, ведь идеи и сюжетные ходы возникали у нас после посещения кинотеатров, где мы смеялись над любимыми комедиями или холодели от ужасов тогдашних шпионских страстей.
Запечатленная на кинопленке наша – ангарчан – жизнь и есть история Ангарска. Настоящая история – это не только официальная летопись, в которую заинтересованные лица всегда при необходимости могут внести правку, убрав главу из учебника или переименовав улицу. Настоящая история – это некое информационное поле, насыщаемое информацией из любого источника. И впечатления каждого человека – участника событий, представителя какой-то исторической эпохи – важны для истории в целом.
Так что можно считать, что любой житель нашего города, бравший когда-либо в руки кинокамеру, тоже участвовал в написании истории Ангарского городского округа, тоже вел летопись событий, наблюдая эти события и оценивая их «со своего ракурса».
На сегодняшний день архивные любительские кинопленки – это раритет. Вот мы и решили помочь этим раритетам выжить и войти в историю Ангарска. Тут и повод хороший – юбилей города в следующем году и юбилей ДК «Нефтехимик» уже в этом.
С ДК «Нефтехимик» всё и началось. В давние времена во дворце работала киностудия, в архиве которой и сегодня должны, по идее, храниться фильмы, снятые в начале 60-х годов. А вот клуб кинофотопутешествий, основанный в советское еще время, продолжает работать и сегодня (конечно, в масках и перчатках и с соблюдением дистанции).
И если студийцев можно условно отнести к профессионалам кино – их фильмы снимались хорошей по тем временам техникой, показывались на большом экране, – то любительское кино на восьмимиллиметровой кинопленке могли увидеть, как правило, только семьи операторов да друзья. А на этих кадрах, повторимся, та же история города, пусть даже и фоном для семейных событий. Фонтаны, здания, аллеи, кинотеатры, которых больше нет… Праздники, которые теперь не принято праздновать… Люди, которых мы помним и вспоминаем...
В нашем клубе кинофотопутешествий «На всех широтах» мы уже показывали несколько фильмов, снятых на кинопленку. С учетом специфики клуба это были фильмы о походах и путешествиях. Но путешествия во времени могут быть ничуть не менее интересны, чем путешествия в пространстве. Кинокамера, кинопленка – это своеобразная машина времени, позволяющая нам заглянуть в прошлое, почувствовать атмосферу той эпохи, заново пережить какие-то события, стершиеся уже из памяти.
Вот поэтому мы и придумали такой ретрокинофестиваль и назвали его «История пишется объективом». (Название, честно сказать, мы подсмотрели в одной книге, но уж очень оно нам понравилось.)
Теперь о деталях. Фестиваль, собственно, уже начался. Прием работ от участников идет. Принимаются фильмы с любым сюжетом на любую тему. Снятые в любые годы, когда у вас в руках была кинокамера (до самых 90-х, когда видеокамеры уже стали вытеснять кино). Турпоездка, семейный отдых с беготней по бревнам на Китое, свадьбы, дегустация урожая на дачном участке, домашние питомцы – принимается всё! Это могут быть многосерийные постановки или короткие минутные зарисовки – не важно.
У нас уже есть несколько фильмов о жизни в деревенской глубинке, о походе «на орехи», сюжет о том, как работники АЭХК перетягивают канат. Есть несколько игровых сюжетов на разные шпионские темы. Не говоря уже о сюжетах про туристов.
Мы принимаем ваши работы на любых носителях: дисках, флешках, DVD-болванках. Если у вас есть уже оцифрованная копия фильма, можете прислать ее на электронную почту. Если собственно кинопленка, то мы поможем вам оцифровать её, сделать копию, которую можно будет смотреть на компьютере или на современном телевизоре.
Разумеется, вашу оригинальную пленку мы вернем вам в целости. С нашей стороны это не услуга, а помощь, ведь вместе с вами мы делаем одно общее дело – проводим фестиваль «История пишется объективом».
Итоги планируется подвести в конце ноября. ДК «Нефтехимик» как раз исполнится 65 лет, вот и отметим все вместе. Но времени на самом деле не очень много, так как оцифровка ваших пленок, склейка, чистка, монтаж требует серьёзного подхода и в один день не делается.
Собственно, процесс создания кино быстрым никогда и не был. Еще тогда, десятилетия назад, настоящий кинолюбитель, взяв в руки камеру, говорил себе: «Лучше один раз увидеть! И снять, и проявить, и склеить». И, вставив в кинопроектор, забыть про все затраты времени и сил, увидев на экране из простыни настоящее кино и себя в роли главного героя.
Разумеется, совместными усилиями и с помощью современных технологий мы справимся с задуманным!
Контакты
Свои киноархивы вы можете приносить в редакцию газеты «Свеча» (на Московской) или присылать на почту:
hey_spartac@mail.ru, t.nikolaeva52@mail.ru.
Контактное лицо: Спартак Черныш, 8-902-5-612-815, Татьяна Николаева, 8-924-6-221-388.
Спартак Черныш