Рассказывать о концерте всё равно что словами пытаться описать картину. Даже мастерская передача эмоций и впечатлений от соприкосновения с искусством полностью не отразит атмосферу, царившую в зале. А вот общение с тем, кто своими действиями создавал это волшебство, дает возможность увидеть концерт как будто изнутри, понять, что чувствовал и переживал музыкант при подготовке к выступлению и во время него.
Поводом для сегодняшнего разговора с ангарским автором-исполнителем Ириной Липатниковой стал ее творческий вечер в отделе искусств Центральной городской библиотеки, приуроченный ко Дню пожилого человека и ко Дню музыки, которые отмечаются 1 октября.
Концерт, который назывался «Я песней день благодарю», вела музыковед Ирина Евдокимова, обеспечивая ему достойную огранку. В зале – наскучавшиеся по живому слову и звуку участники клуба «Палитра» и давние друзья отдела. Все поголовно – в масках: за соблюдением мер безопасности здесь следили строго. И все, включая исполнительницу, почувствовали: сегодня всё сошлось.
– Ирина Федоровна, для меня стали откровением слова Ирины Евдокимовой о том, что бардовская песня – флагман духовного развития общества. Бард работает сердцем, он может не иметь сильного голоса и не быть виртуозом, но то, как он подбирает тексты, как интонирует и аккомпанирует себе, оказывает зачастую магическое воздействие на слушателей. Кстати, с вами этот феномен тоже работает.
– Вспомните, как скромно вел себя на сцене Булат Окуджава: вроде и внешность невзрачная, и голос не самый красивый. И какой огромный, оглушительный эффект имело его исполнение! Он как бы не певец и не композитор, но есть что-то особенное в его поэзии и интонировании, что слышит даже неискушенный слушатель. В 17 лет я, не зная, кто это, для себя его выделила и первую песню написала в подражание именно Булату Окуджаве. Мы с ним однажды записывались на радио в одной передаче «Иркутск музыкальный», когда он приезжал к нам в область, кажется, в 1986 году. Правда, не пересеклись. Но ощущения все равно были волшебные – большая честь записываться в той же студии, где только что пел Булат Шалвович.
– А как вы стали автором-исполнителем?
– Музыкальность была с детства, папа у нас играл на баяне. Сестра училась играть на фортепиано, которое от меня, маленькой, запирали на ключ. И я, помню, наигрывала пальцами по закрытой крышке, подражая ей. Про гитару я не думала, но в 15 лет, в 9 классе, меня позвала с собой заниматься на гитаре подружка. Как это часто бывает, она потом бросила, а я втянулась. Хотелось петь что-то оригинальное, чего никто не поет. Огромное впечатление произвела на меня Жанна Бичевская – гитара, низкий женский голос, репертуар. Она тогда гремела по всему Союзу. Я стала интересоваться поэзией, оказалось, что имею врожденное чутье на стихи.
– А как вы находите материал для своих песен? Прочитываете сборники стихов?
– У меня сложилось впечатление, что мы со стихами находим друг друга. Когда в «старом городе» работал книжный магазин «Тимур», я приходила туда и открывала сборники стихов наугад. И очень часто выбирала стихи, на которые обращала внимание в первую очередь. Как правило, купив сборник и прочитав его полностью, я останавливалась на тех же самых стихотворениях. Для своих песен я беру небольшие поэтические произведения, где очень емко выражается какая-либо ценная мысль. И присутствует мелодика стиха. Обязательна культура изложения. Для меня песня – это высота, поэтому в стихах не должно быть каких-то бытовых деталей, разве что переданные иносказательно. Бывает, стихотворение замечательное, но где-нибудь в конце – резкие слова, которые в песню не возьмешь. И такой материал сразу отметается. Я часто писала песни на стихи Николая Тряпкина, Наталии Бромлей, Альфонсаса Малдониса, некоторые из них прозвучали в нынешнем концерте. Было, кстати, несколько песен на стихи ангарской поэтессы Людмилы Соболевской.
– А сколько всего у вас песен?
– Точное число назвать не могу, наверное, 35-40. Готовясь к концерту, я подняла некоторые старые стихи и восстановила написанную к ним когда-то мелодию. Вспоминаю по стихотворным строчкам. Нотную грамоту я изучала во время учебы в академии культуры, но в своем творчестве ею не пользуюсь. Когда мелодия идет вместе со стихами изнутри, как ее передать нотами? Мне всегда помогает Ирина Евдокимова, она – мой первый слушатель. Это дорогого стоит, когда я не знаю, что это, что я делаю, а она знает, понимает и поддерживает как композитор композитора. В концерте были и песни, написанные в соавторстве с ней, моим добрым другом.
– В вашем творчестве мы встречаемся не только с произведениями современных авторов. Вы исполняли романсы на стихи Михаила Лермонтова и Евдокии Ростопчиной. В концерте этим двум поэтам был посвящен отдельный блок.
– Михаил Юрьевич называл ее «Додо» и посвятил ей несколько восторженных стихотворений. Уникальная женщина! На ее стихи писали романсы Антон Рубинштейн, Петр Чайковский, Михаил Глинка, Александр Даргомыжский. Я написала романс на стихотворение «Когда б он знал!..». А у Лермонтова взяла «Русалку».
– Именно с этой песней связана история про радио, которую вы рассказывали на концерте?
– Да, это было большим для меня сюрпризом! Татьяна Прокудина, библиотекарь из Томска, прислала в отдел искусств по электронной почте письмо с теплыми словами благодарности в мой адрес. Благодарила она за романс «Русалка» на стихи Лермонтова, запись которого в моем исполнении прозвучала в эфире российского радио «Культура» 27 июля 2019 года. Я ничего об этом не знала. Она назвала и передачу – «Встреча с песней» Виктора Татарского, и выпуск – 1358-й. И предысторию рассказала: оказывается, давным-давно, чуть ли не в довоенное время, песню на эти стихи Лермонтова просил найти некий потомок Циолковского. И создатели программы много лет спустя нашли только мой романс.
– Ирина Федоровна, вы своими песнями о любви, о природе, об осени, о доме и счастье подарили слушателям и грусть, и радость, и огромную сердечную теплоту. А что они дают вам самой?
– Песнями я сама себя гармонизирую. Часто замечала, что песня дает возможность легче восстанавливаться после трудных периодов в жизни. Может быть, поэтому много писала именно в юности, когда было много сердечных терзаний. Творчество целительно. Теперь этого меньше, но тем не менее, готовясь дома к концерту, восстанавливая песни своей молодости, чувствовала, как наполняется радостью, благодарностью и новой жизнью пространство вокруг меня.