Сегодня наличие сотового телефона в ранце школьника – неотъемлемая часть жизни подрастающего поколения. С одной стороны, это очень удобно: родители всегда в курсе, где их чадо, что и как с ним. С другой – чрезмерное общение по телефону перенасыщает и так неспокойную и эмоционально нестабильную жизнь сегодняшнего школьника.
«Мама звонит мне на каждой перемене, спрашивает, как я себя вёл, что получил, с кем сидел, про что думаю и так далее. Задаёт мне ещё всякие вопросы, – рассказывает пятиклассник Максим. – Поэтому я не успеваю ни с друзьями поговорить, ни к следующему уроку хорошо подготовиться. Я устаю от звонков».
Восьмиклассница Оля тоже расстроена: на прошлой перемене она опять же по телефону получила «втык» от своей матери.
«Если я не звоню маме в течение дня несколько раз, не рассказываю про оценки и подробно о том, как дела, – это катастрофа. Она не работает, сидит дома, понятно, что ей хочется с кем-то общаться. У меня же на «просто поболтать» времени нет: уроки, учителя, одноклассники, на всё и всех надо тратиться. После школы ещё кружки, факультативы, – делится своими переживаниями девочка. – В итоге мама обижается: «Неужели тебе несколько слов трудно сказать?» Но ведь двумя-тремя словами с ней не обойдёшься. Сегодня с утра получила от неё по полной, услышала про свою неблагодарность, черствость. Я, конечно, люблю маму, но она не понимает ритма моей жизни».
Договориться о дозировании телефонных звонков с родственниками Оля пыталась не раз, но ничего не получается. Кроме мамы ей звонят отец, бабушка, младшая сестра – вроде бы все понемногу, а за полдня набирается до 15 звонков.
Кстати, поводом для написания сегодняшнего материала стала конкретная ситуация, которую мне довелось наблюдать недавно вечером. По дороге домой встретились мама с сыном. Мальчику лет десять, за спиной большой и тяжёлый ранец, ребёнок уставший. «Почему ты мне сегодня после уроков не позвонил?» – строго спрашивает мама. Сын пытается объяснить, что учительница их позже отпустила, он долго записывал домашнее задание, до этого помнил про звонок, а потом забыл, но в следующий раз позвонит обязательно. Но мама была непреклонна: «Домой придём – накажу!»
Она идёт быстро, мальчик еле поспевает, пытается догнать и восстановить справедливость, как он её понимает. Если бы женщина остановилась и прислушалась к сыну, то, возможно, осознала бы, что ему слишком часто приходится чувствовать себя виноватым, что само по себе неприятно.
Кстати, наказание – это вовсе не гарантия того, что детская память будет удерживать абсолютно все многочисленные наказы взрослых.
За безобидным телефонным общением может быть скрыто отсутствие понимания взрослыми того, что дети в наше время очень загружены. Слишком частые звонки с советами, как сделать следующий шаг, или критикой за неправильное поведение не добавляют им эмоционального комфорта.
Поэтому, прежде чем в очередной раз позвонить своему ребёнку или ждать его звонка, подумайте, что вы хотите сказать или услышать от него именно сейчас и так ли необходимо это общение.
На вопрос, кем он мечтает стать, один из школьников ответил: «Взрослым! Мама с папой только на работу ходят, а у меня и в школе разные предметы и учителя, а после ещё в секцию идти надо, и там стараться, чтобы результаты были хорошие; вечером взрослые не работают, а у меня опять уроки. Хочу ходить только на работу…»
• • •
Сотовый телефон – необходимая часть современной жизни, он удобен в использовании и зачастую необходим в установлении контактов, но он не должен добавлять проблем в жизнь наших детей. Взрослым надо научиться общаться так, чтобы у детей не возникало желания «сбрасывать» их звонки, а позже придумывать отговорки на тему «был далеко, не слышал».
Относительной гарантией желаемого для взрослых поведения ребёнка является не постоянный телефонный контроль за ним, а хорошие в целом отношения с детьми и безусловное принятие их, несмотря на «скачки» детского поведения.
Нашей целью не было критиковать родителей за неправильное общение с детьми, мы просто рекомендуем им обратить внимание на некоторые нюансы своего поведения и, прежде чем в очередной раз проявлять строгость, непреклонность, категоричность к ребёнку, в том числе и в телефонном общении, представить, чем он в этот момент может быть занят, способен ли воспринять информацию так, как вам хочется.
Общение между людьми вообще и между детьми и родителями в частности – процесс неоднозначный и эмоционально насыщенный. Напряжений и непонимания в нём будет меньше, если взрослые научатся чаще спрашивать себя о том, давно ли они общались со своим ребёнком «просто так», не интересуясь исключительно уроками и не требуя убрать за собой вещи; есть ли у них потребность в эмоциональном общении с ребенком, способны ли они поддержать его при необходимости; могут ли изменить своё отношение к ситуации при объективно правильных доводах детей; знают ли, от чего их ребёнок может быть растерянным, обиженным, испуганным, как они помогают ему в подобных случаях; может ли ребёнок поделиться с ними своими проблемами и трудностями, не опасаясь критики и давления с их стороны; не усиливают ли они тревожность и напряжение ребёнка своими постоянными замечаниями; прогнозируют ли родители поступки ребёнка в ответ на их, возможно, не всегда обоснованные требования.
Хорошо, если родители, бабушки, дедушки делают правильные выводы, честно отвечая себе на заданные вопросы, и меняют поведение в сторону понимания своих детей. Тогда дети при телефонном звонке взрослых или во время звонка им не будут напрягаться в ожидании очередных упрёков и критики, а научатся радоваться родному голосу, зная, что их любят просто так – за то, что они есть…
Татьяна Бичевина,
психолог Ангарского филиала ОГБУЗ «ИОПНД»