Чем вызвано подорожание проезда в автобусах?
Главной новостью этой недели стало повышение тарифов на проезд в общественном транспорте. С 19 октября поездка в автобусах маршрутов №№1, 3, 5 и 11 стоит 30 рублей. Это изменение цены было анонсировано представителем перевозчика заранее – за несколько дней на официальном аккаунте в Инстаграме появилось сообщение о возможном повышении тарифа без указания точных цифр. Новость вызвала бурю негодования ангарчан – соцсети переполнены возмущениями и даже проклятиями в адрес перевозчиков и руководства округа. И это в разгар эпидемии в регионе, когда наш город бьет областные рекорды по заболеваемости коронавирусной инфекцией. Почему это произошло именно сейчас?
Думается, что бизнес в сфере городских перевозок давно уже жаждал повышения цены, но сдерживал свои коммерческие желания из-за осенних выборов. Тем более что его представители участвовали в предвыборной гонке. А после 13 сентября «политический поводок» был ослаблен, а вместе с ним – и сдерживание тарифов на перевозки.
Вот какое сообщение поступило из пресс-службы Ангарского городского союза автотранспортников: «Директор ООО «Авто38» Н.Н. Полежаев сообщает о вынужденном (!) изменении тарифа на маршрутах своих автобусов. Это вызвано, в первую очередь, резким снижением числа пассажиров в условиях распространения СОVID-19. Новый тариф коснется не всех пассажиров. Стоимость проезда по карте педагога составит 25 рублей. Местные и областные льготы сохраняются: бесплатный проезд льготных категорий пассажиров и многодетных семей, проезд по карте школьника по-прежнему стоит 15 рублей. Для жителей микрорайонов Цементный и Юго-Восточный сохраняется действие пересадочного тарифа».
Обратите внимание на причину «вынужденного» повышения цен – ангарчане нанесли большой материальный урон перевозчику из-за того, что ушли на предписанную изоляцию, стали меньше бывать в общественных местах, опасаясь инфицирования. А некоторым ездить уже просто некуда (остались без работы, перестали возить ребенка в детский сад и кружки). Да и не на что. Лишившись привычной прибыли, предприниматели решили повысить цену на проезд. И это решение в нынешних крайне неблагоприятных эпидемиологических условиях выглядит особенно цинично. Потому что экономически сейчас страдают все отрасли – некоторые вовсе не могут возобновить свою деятельность с конца марта, однако поправлять свое положение за счет потребителей способны не все. Тем более что перевозки общественным транспортом являются социально ориентированным бизнесом. Это не водкой торговать! Неслучайно перевозчики получают возмещение расходов, субсидирование из бюджетов разных уровней. Общественным транспортом пользуются те, кто не имеет большого достатка, личного автомобиля или физический возможности им управлять. И сейчас эти люди бьются в длинных очередях к врачам и на анализы на COVID-19, приезжая в поликлиники со всех концов города. Увы, мало ездят и толпятся! Хотелось бы больше, ведь перевозчики недополучают прибыль…
Почему никто не регулирует подобные повышения? Почему молчит областная тарифная комиссия? Потому что транспортное обслуживание в Ангарском городском округе вот уже год осуществляется по нерегулируемым тарифам. В соответствии с Федеральным законом №220-ФЗ в этом случае плата за проезд устанавливается перевозчиками самостоятельно, исходя из затрат на осуществление данной деятельности.
Обязанность перевозчика – своевременно проинформировать администрацию Ангарского округа об изменении тарифов на регулярные перевозки. На 19 октября соответствующие документы от перевозчика в мэрию поступили.
При этом на официальном сайте администрации АГО указывается, что повышение стоимости проезда перевозчиком должно быть обоснованным. В интересах жителей руководство Ангарского округа планирует провести проверку обоснованности повышения тарифов на регулярные перевозки, в связи с чем перевозчику направлен соответствующий запрос. А есть ли в этом смысл, если сам же глава округа в октябре 2018 года подписал документ о соответствующих условиях для тендера на пассажирские перевозки, обозначив нерегулируемый тариф? То, что тогда выпало из поля зрения общественности, теперь ощутимо ударило по карману ангарчан. И никто не вправе призвать перевозчиков к ответу.
Мы намеренно назвали представителей этого бизнеса во множественном числе, потому что формально у нас в Ангарске несколько перевозчиков. Автобусы Автоколонны 1948 на самом деле принадлежат (читай оформлены) разным ООО и ИП. Но по сути альтернативой всей этой дружной компании выступают только маршруты Любови Волокитиной, с которой вот уже несколько лет на рынке перевозок идет конкурентная борьба. Кстати, Волокитина уже заявила, что намерена и дальше предоставлять свои услуги по 25 рублей за поездку. На прежнем уровне остается цена на билет и в трамваях. Однако муниципальный транспорт у нас в Ангарске, скажем так, пребывает не в лучшем состоянии. Нужного вагона можно прождать на остановке до получаса.
Перевозчики не любят сравнений со своими коллегами из других городов, работающих по более низким ценам (в Иркутске, например, проезд в автобусе до сих пор стоит 20 рублей). Дескать, и пассажиропоток у них другой, и транспорт находится в плохом техническом состоянии. По их логике, равняться надо на те города и компании, которые ставят цены за проезд выше наших. Дескать, посмотрите, мы еще по-человечески к пассажирам относимся. И экономическое обоснование очередного повышения цены на проезд, наверное, уже готово в лучшем виде!