Книга с таким названием заняла достойное место на краеведческой полке ангарских авторов нынешней осенью. Помните, было понятие «писать в стол»? Сейчас актуально другое – писать на полку, в ожидании, когда изданное можно будет презентовать, показать широкой публике. В каком-то смысле эту авторскую потребность помогает закрывать наша газета.
2020 год оказался не только проблемным, но и плодотворным для многих пишущих ангарчан. И для тех, кто и не знал, что он – писатель. Как это произошло с учителем-словесником школы №37, актером народного театра «Чудак» Сергеем Метёлкиным.
Презентация его сборника автобиографических стихов и прозы «Надпись на заборе» была намечена на 18 октября в театре «Чудак», а потом перенесена на неопределенный срок. Книга сейчас горячо обсуждается в кругу друзей Сергея Владимировича. За ней выстраиваются очереди среди учеников, которые получили по сборнику на класс. Ее читают коллеги-учителя. Ее просят выпустить дополнительным тиражом. Как 100-страничной книжке с картонным переплетом на типографской скрепке удалось так взволновать читателей?
А всё просто – автор не ставил цели рассказать что-то такое, что до него было неизвестно. Автор просто переносил на бумагу то, что переполняло душу. То, что после смерти любимой сестры невозможно было держать внутри себя. И оказалось, что его стихотворения, рассказы и повести, героями которых стали родные, друзья и знакомые, содержат нечто, что делает их близкими и понятными каждому читателю.
В рассказах Сергей Метёлкин возвращается в свое детство – яркое, байкальское, беззаботное, счастливое, давнее, когда двери в таежном поселке еще «закрывались на палочку» и безнаказанно совершались ребячьи набеги на соседские огороды за огурцами.
Рассказ про собаку Тяпку наверняка заставит читателя вспомнить собственного задушевного четвероногого товарища из детства. Как рассказал по секрету Сергей Владимирович, иркутские ВГИКовцы хотят его экранизировать.
А «Лёлька», запечатлевшая глубинное детское переживание автора, на мой взгляд, достойна того, чтобы встать в один ряд с «Уроками французского» Валентина Распутина и «Белым квадратом» Захара Прилепина.
Ироничный рассказ «Подвиг Остапа» заканчивается неожиданным выводом: «Не закопай я тогда дневник, может, и учителем русского языка и литературы не стал бы». В повести «С одиннадцати до семнадцати» Сергей Владимирович продолжает рассказывать о собственном взрослении и попытке покорения Москвы на фоне подготовки к Олимпиаде 1980. А в «Теплых волнах Байкала» делится историями репрессированного деда и бабушки (кстати, вы знали, что название поселка МРС на самом деле расшифровывается как «Мотороремонтная станция»?). И вот уже в памяти ледяная байкальская вода детства кажется теплой.
Оторваться от этого чтения трудно, потому что рассказывать Сергей Владимирович умеет как никто. Образно, вкусно, с неизменной самоиронией. От его прозы остается то же самое энергетически заряженное послевкусие, что и после общения с ним.
А открыла новую грань личности Сергея Метёлкина его старшая сестра Татьяна Ефименко. Всю жизнь она оставалась для него неким профессиональным компасом, маяком. Он, будучи, без преувеличения, одним из лучших учителей-словесников Ангарска, продолжал тянуться за сестренкой, которая словно поддразнивала брата своим мастерством, педагогическим талантом.
Со смертью сестры Сергей Владимирович потерял не только самого близкого, любимого человека, но и товарища по духу. Получилось, что Татьяна Владимировна своим уходом спровоцировала брата на творчество. Ведь иначе не узнали бы мы, что Сергей Метёлкин, ко всему прочему, обладает неординарным писательским талантом.
Сборник рассказов и стихов «Надпись на заборе» при содействии мужа Татьяны Сергея Ефименко вышел из печати к годовщине ее смерти с посвящением «любимой сестренке».
Название книги – код, пароль, который до сих пор был понятен только членам семьи Метёлкиных – Ефименко, да еще друзьям. Это заголовок стихотворения, которое брат написал в память о давней ее проделке, тогда казавшейся несправедливой и даже жестокой, а теперь – трогающей до слез. Кто же знал, что надпись на заборе (в книге есть и одноименный рассказ) станет своеобразным мостом, соединившим их двоих навсегда.
…А Татьяна краской ярко-красной
На заборе вывела: «Бурят».
Буквы эти так тепло и ясно
До сих пор, хоть выцвели, горят.