В ноябре Ангарский городской суд рассматривал дело о нарушении донорских прав сотрудницы завода полимеров Алены Мустафиной. Этот процесс был интересен по многим причинам. Подобных дел в российских судах крайне мало, и нынешний процесс стал долгожданной процессуальной базой для других судебных разбирательств, касающихся трудового порядка в отношении доноров. Почему такие дела редки? Во-первых, работодатели стараются соблюдать гарантированные законодательством права доноров, понимая особую социальную ответственность этих людей, рискующих своим здоровьем ради спасения других. А во-вторых, доказывать свою правоту в случае все же имеющихся нарушений донорских прав крайне сложно. Но ангарчанка Алена Мустафина не испугалась сложностей и доказала в суде законность своих требований к работодателю.
Что же послужило причиной обращения в суд? Алена Мустафина является донором с 2012 года. В последние три года она обращается в городскую станцию переливания крови с целью безвозмездной сдачи крови и ее компонентов раз в месяц. За все время она сдала около 12 литров крови и 15 литров плазмы. Этого количества с лихвой хватает на присвоение ей звания «Почетный донор России», удостоверение которого должно быть ей вручено в конце этого года. Но даже и без этого звания люди, выступающие донорами, имеют право на целый ряд социальных, экономических, медицинских мер защиты, гарантированных им федерльным законом «О донорстве крови и ее компонентов». В частности, в статье 6 ФЗ №5124 сказано, что работодатель обязан беспрепятственно отпускать работника в организацию здравоохранения в день обследования и сдачи крови. При этом в день сдачи крови (ее компонентов) работник-донор, уведомивший о своем намерении работодателя, освобождается от работы (ч. 1 ст. 186 ТК РФ) с сохранением среднего заработка. После каждого дня сдачи крови (ее компонентов) предоставляется дополнительный день отдыха (ч. 4 ст. 186) с сохранением среднего заработка, который может быть использован по усмотрению работника. То есть день отдыха может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое удобное для работника время.
До нынешнего года сотрудники Ангарского завода полимеров, являющиеся донорами, действительно могли выбрать любой удобный им день для отдыха после сдачи крови. Однако 16 января 2020 года вышли Правила внутреннего трудового распорядка, в которых указывается, что дополнительные выходные дни (дни отдыха) предоставляются в календарных днях и не могут быть предоставлены на смену, начало и конец которой приходятся на разные сутки. Фактически это означает то, что донор может выбрать для отдыха только дневную смену, а ночную нет. Или должен дважды сдать кровь, чтобы пропустить на работе одно ночное дежурство. А это, считает Алена Мустафина, противоречит федеральному законодательству и нарушает права донора.
Что немаловажно, с её позицией согласны и Государственная инспекция по труду, и уполномоченный по правам человека в Иркутской области (истец располагает правовым заключением руководителя аппарата Уполномоченного по правам человека Тумашева), и прокуратура (имеется предписание об устранении допущенных нарушений). Однако в суде ответчик – представители Ангарского завода полимеров – не согласился с требованием Алены Мустафиной и приведенные аргументы инспекции и Уполномоченного по правам человека назвал несистемными и односторонними. Зато в качестве подкрепления своей позиции предприятие сослалось на практику орловского суда, рассматривающего факты… прогула сотрудника одного из орловских учреждений, являющегося донором. Но Алена Мустафина не прогуливает, она в законном порядке попыталась доказать свою правоту, и суд поддержал ее требования к работодателю. 5 ноября было вынесено решение в ее пользу, но оно не вступило в законную силу, потому что Ангарский завод полимеров посчитал необходимым подать возражение по этому решению. Точная дата рассмотрения апелляции пока не определена.
Почему предприятие не соглашается с доводами своего работника? Несложный подсчет позволяет предположить значительную экономическую выгоду новых правил внутреннего распорядка, требующего от донора два раза сдать кровь за один ночной отгул. К счастью, федеральный закон строит свое отношение к донорству на других позициях. Как отмечено в определении Конституционного суда РФ от 26.01.2010, гражданин совершает акт донорства с риском для собственного здоровья в интересах охраны жизни и здоровья других людей, а значит, в интересах государства и общества. Поэтому государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья. Предоставление работнику гарантий, установленных Федеральным законом, Трудовым кодексом, направлено на восстановление и поддержание здоровья донора.