Выставочный зал Ангарского городского музея, что по улице Глинки, 25, на вечер пятницы, 27 ноября, превратился в кинозал для избранных зрителей. Специалисты культурной сферы Ангарска, художники, музыканты, ангарский киновед Юрий Андрейчук и, конечно, журналистская братия собрались здесь не случайно. В музейном зале с соблюдением всех мер безопасности состоялся премьерный показ полнометражного документального фильма о работе фронтовых корреспондентов. Привез фильм «Экспозиция войны» в Ангарск непосредственный участник проекта, киновед и историк кино, доктор искусствоведения Валерий Фомин.
Личность Валерия Ивановича для Ангарска настолько крупная – до сих пор в голове не укладывается, что наш город вот так запросто посетил действительный член киноакадемий «Золотой орел» и «Ника». Человек, который много лет проработал в Госфильмфонде и Союзе кинематографистов СССР, собирал и систематизировал сведения о кинопроцессах, происходивших в стране. Который знает изнанку советского кино, тогда как нам знаком только результат.
С девяностых годов прошлого века Валерий Фомин рассказывает о малоизвестных и тайных страницах советского кино. Одна из его книг так и называется – «Полка», и посвящена она кинолентам, которым не суждено было дойти до зрителей.
– Бюрократизация советского кино стала счастьем для его историков, – поделился наболевшим Валерий Фомин на встрече с ангарчанами, – у каждого фильма накапливался том, и не один, бумажек: справок, разрешений и запретов. У «Андрея Рублева» Тарковского целых шесть таких томов. Самое большое несчастье советского кино – это неснятые фильмы, зарубленные цензурой на разных стадиях, некоторым до зрителя оставался последний шаг. У каждого из наших великих режиссеров остался неосуществленным самый грандиозный проект, к которому они шли всю жизнь. У Сергея Бондарчука – «Тарас Бульба», у Василия Шукшина – «Степан Разин», у Георгия Данелии – «Хаджи Мурат», и даже у Никиты Михалкова – история жизни Грибоедова. Остались документы, по которым сегодня можно реконструировать все великие замыслы. Последствия непоставленных фильмов тяжелее, чем запрещенных. Сегодня наша киноиндустрия переживает их в полной мере.
Валерий Иванович – мастер реконструировать образы несостоявшихся фильмов по оставшимся от них документам и кастрированным версиям. У него есть задумка – снять ряд документальных картин об этих неосуществленных замыслах, начиная с Эйзенштейна. Но еще одной его многолетней любовью является фронтовая кинолетопись. Собственно, она и привела именитого мастера в наш город.
Проект «Экспозиция войны» задумывался к юбилею Победы в Великой Отечественной. И, как многое в этом году, не дошел до своей публики своевременно – помешала пандемия. У истоков проекта стояла председатель Иркутского областного отделения Союза кинематографистов Российской Федерации Ольга Бельская. Серию творческих встреч Валерий Фомин проводит вместе с Ольгой Герасимовной. Надо отдать ему должное – в свои 80 лет в неблагоприятной эпидемической обстановке Валерий Иванович объехал ряд городов Иркутской области, представляя фильм о фронтовых корреспондентах различным аудиториям. И везде активно вел беседу, отвечая на вопросы и выражая свое мнение по самым разным вопросам, волновавшим зрителей. Например, в Ангарске он перечислил признаки соцреализма и заодно рассказал, как высокие начальники искали в сказках признаки классовой борьбы – без этого детский фильм могли запросто не выпустить на экраны.
Московский гость в течение последних 15 лет издал ряд монографий по истории фронтовой кинохроники периода Великой Отечественной войны. Он был инициатором установки в столице памятника фронтовым кинооператорам. Наверное, не будет преувеличением сказать, что на сегодняшний день этот человек обладает самой полной информацией по данному вопросу. В документальной ленте хронометражем 50 минут режиссер Владимир Сидоренко использовал его материалы. Кроме того, Валерий Фомин в фильме был одним из экспертов, говорящих с экрана, вместе со своим коллегой Александром Дерябиным.
Условием своего участия в проекте «Экспозиция войны» Валерий Иванович поставил одно: «Чтобы пробивало, задевало за живое». Фильм таким и получился. Съемки в Освенциме, например, или кадры, иллюстрирующие наши потери, – смотреть на них без слез, без кома в горле невозможно. Сам Сталин приказал фиксировать всё – для истории. Понятно, что этого не показывали в документальных киножурналах военного времени. Там было важно другое – поддерживать дух советских людей, настраивать их на борьбу с захватчиками. А вот на суде в Нюрнберге кадры с невинными жертвами бесчеловечной расправы стали неопровержимыми уликами.
Военные операторы, по словам Валерия Ивановича, не были готовы к тому, что их ожидало на фронте. К этому никто не был готов. Им приходилось учиться на месте. Учиться снимать на бегу – до этого съемки были статичными, легкими камерами пользовались только помощники операторов. Учиться преодолевать свой страх: чтобы снять атаку, безоружному фронтовому кинооператору нужно было повернуться к противнику спиной, а к нашим – лицом. Учиться видеть ужас, боль и смерть – и продолжать съемку, чтобы все это увидели.
И именно в годы войны произошел небывалый взлет в истории документального кино. Фильмы того времени отличаются высоким качеством репортажа, тематически продуманным решением и высоким патриотизмом. Это признали даже Ассоциация кинокритиков Америки и Голливудская киноакадемия. 4 марта 1943 года премия «Оскар» за лучший полнометражный документальный фильм получила советская лента «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». На латунной табличке заветной статуэтки было выбито: «За героизм русского народа при защите Москвы и за работу над фильмом в условиях чрезвычайной опасности». В фильм, принесший нашей стране первого в ее истории «Оскара», вошли кадры, сделанные 17 кинооператорами.
Всего за годы войны кинохроникерами было отснято 3,5 миллиона метров кинопленки, выпущено более 500 номеров киножурналов и спецвыпусков, создан 101 документальный фильм. Из 257 фронтовых корреспондентов, снимавших Великую Отечественную, был ранен каждый второй и убит каждый четвертый. Такова цена кадров, вошедших теперь и в фильм «Экспозиция войны».