Накануне Нового года старшее поколение ангарчан с ностальгией вспоминает советское время, когда почтовые ящики были завалены поздравлениями. Друзьям и родным подписывали десятки открыток. Во многих семьях до сих пор сохранились коробки с открытками прошлых лет, где от руки написаны поздравления и пожелания счастья, здоровья, радости, успеха. Хотите хотя бы недолго побывать в том времени?
17 декабря 2020 года в Музее часов начала работу выставка «Новогоднее путешествие в детство». На выставке представлены новогодние открытки 1960-1990 годов и новогодние игрушки 1950-1970 годов из частных коллекций сотрудников музея Веры Павловец, Юлии Славновой, Ольги Муравьевой. Каждый, кто подходит к стенду с новогодними открытками, невольно восклицает: «У меня была такая!» И такие личные истории тесно переплетаются с историей поздравительных открыток в нашей стране.
Традиция дарить открытки на Новый год и Рождество пришла в Россию из Англии. Считается, что первая рождественская открытка появилась в Англии в 1843 году. По просьбе государственного чиновника сэра Генри Коула художник Джон Хорсли изобразил на ней его семью за праздничным столом. По бокам от семейства Коул живописец нарисовал две сценки о милосердии, а в центре расположил надпись: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!» Открытка стала настолько популярной, что с нее отпечатали около тысячи оттисков. А спустя 20 лет начался их массовый выпуск.
Предшественниками открыток в России считаются крестьянские лубочные изображения. В нашей стране первые новогодние и рождественские открытки были выпущены в 1894 году. До этого их привозили из-за границы. Мода на открытки за короткое время охватила все слои общества. Изображения для них рисовали известнейшие художники того времени: Виктор Васнецов, Иван Билибин, Илья Репин, Константин Маковский, Александр Бенуа. Особой популярностью пользовались открытки с рисунками художницы Елизаветы Бем. Существовало огромное количество видов открыток: «блестящая эмаль», «глянцевые», «бромосеребряные», «плюшевые», «рельефные изящной работы», «настоящие гравюрные с золотым обрезом» и т.д.
После революции елка и все новогодние и рождественские атрибуты попали под строжайший запрет. Правда, в конце 30-х годов новогодняя открытка была реабилитирована, но стала средством политической пропаганды.
Расцвет советской новогодней открытки пришелся на 60-70-е годы ХХ века. Открытки выпускали миллионными тиражами. На них появляются Красная площадь, кремлевские звезды, Дед Мороз в ракете или в автомобиле, а также любимый символ советских открыток – лихая тройка лошадей. Немало было забавных зверюшек и сказочных персонажей. До сих пор популярны медвежата, зайчики, Снегурочки – герои открыток, нарисованных Каневским, Зарубиным, Четверяковым. Известная художница Лидия Манилова даже потеряла зрение, работая над открытками, – так сложно было придумать и выполнить хороший дизайн.
Открытки этих и других художников можно увидеть на выставке в Музее часов до конца новогодних праздников.
Наталья Сметнева,
кандидат исторических наук, заведующая Музеем часов