На прошлой неделе, 19 января, театральное сообщество Ангарска облетела потрясающая новость – Ангарская городская общественная организация «Творческие театральные мастерские» получила поддержку Фонда президентских грантов. На организацию международного летнего театрального центра «Ольхон 2021» и фестиваля-лаборатории любительских театров «Сибирская рампа» имени народного артиста России Юрия Авшарова будет выделено 2,3 миллиона рублей. О том, какие усилия были приложены для этой победы и что теперь предстоит сделать, мы побеседовали с художественным руководителем «ТТМ» Алисой Кожевниковой.
– Алиса, мы всегда писали о творческой стороне МЛТЦ «Ольхон» и мало обращали внимания на организационную составляющую. Сейчас есть прекрасный повод поговорить о закулисной стороне фестиваля. Вам удалось стать победителями конкурса не с первой попытки?
– Мы трижды подавали заявку в Фонд президентских грантов, каждый раз внося незначительные изменения в описание проекта. Никто не объясняет, какие ошибки мы допускали. Для того чтобы устранить возможные недочеты, я посещала занятия в ресурсном центре. В итоге сделали упор на уникальность международного летнего театрального центра, на то, что больше ни один фестиваль не проводит спектакли под открытым небом, не имеет такого выбора площадок для игры и занятий с педагогами. Ольхонский фестиваль давно стал брендом Иркутской области, о нем знают во всем мире, любительские коллективы из самых разных стран стремятся сюда попасть. Символично, что первыми о нашей победе узнали именно на Ольхоне. Результаты конкурса должны были стать известны 15 января. Как раз в ночь на 15 января бессменный руководитель фестиваля Александр Иванович Кононов позвонил и сообщил, что мы выиграли грант, а ему написали об этом из Хужира. Видимо, там тоже мониторили ситуацию.
– Подобное спонсирование МЛТЦ – первый опыт за 20-летнюю историю центра?
– В самом начале истории «Ольхона», кажется, на втором фестивале, в 2001 году, средства на его проведение выделил один из европейских фондов. Во все последующие годы актеры народного театра «Факел», на базе которого позже выросла общественная организация «Творческие театральные мастерские», искали спонсоров среди предпринимателей города, сами были спонсорами во главе с художественным руководителем и режиссером театра Александром Кононовым. Александр Иванович всегда вкладывал в проведение фестиваля собственные деньги, неизменно уходя в минус. Получали субсидии от Министерства культуры и архивов Иркутской области и управления по культуре администрации Ангарска. Союз театральных деятелей Москвы и Иркутский областной дом народного творчества тоже помогали.
– Чем фестиваль 2021 года будет отличаться от других в связи с поддержкой Фонда президентских грантов?
– Основное отличие – это наличие средств на его проведение. Можно спокойно выдохнуть хотя бы в этом отношении, потому что все организационные хлопоты по-прежнему ложатся на плечи организаторов и участников театра «Факел». Фестиваль проходит, а какая за всем этим подготовительная и организационная деятельность, – со стороны не видно. Но когда тебя не мучит вопрос, чем ты будешь оплачивать работу приезжающих из Москвы педагогов, все остальные хлопоты превращаются в приятные. Каждый год наши актеры, работающие на фестивале с театрами-участниками, их реквизитом и декорациями, со звуковой аппаратурой, в пресс-центре (в МЛТЦ выпускается ежедневная газета) и так далее, делали это добровольно. Мало того, за дорогу, проживание и питание мы все платили из собственного кармана. Предварительные командировки в Москву и на Ольхон – тоже за свои деньги. Мы, собственно, и не подозревали до сих пор, что может быть по-другому – гладко и спокойно. Но старались это изменить. Все расходы очень подробно прописаны в смете. Кстати, за счет средств выигранного гранта мы обновим аппаратуру – в частности, купим новый звуковой микшерный пульт.
– С какими эмоциями приступаете к организации фестиваля, пропустив год из-за пандемии?
– Мы очень соскучились по фестивалю! Когда летом 2020 года запретили его проводить, мы были готовы приступить к организации в любой момент, как только снимут ограничения. Александр Иванович надеялся на сентябрь, потом на ноябрь, даже на декабрь, собирался переносить фестиваль в Байкальск, в Ангарск. Слава богу, что этот период позади! Немного тревожно из-за обилия документов, с которыми в этом году придется работать, но – спасибо Фонду президентских грантов – у нас есть подробные инструкции с пояснениями по каждому пункту, за нами закреплен куратор. Обычно подготовка к МЛТЦ начиналась с апреля – мы принимали заявки от потенциальных участников, согласовывали все вопросы с принимающей стороной, с педагогами. А в этом году она уже началась. Впереди много работы!