На прошлой неделе самой обсуждаемой темой стала ситуация с МУП «Ангарский трамвай». В среду, 27 января, на официальном сайте администрации АГО было объявлено, что с 1 февраля ликвидируется большая часть трамвайных маршрутов. На следующий день руководитель предприятия Андрей Козлов подтвердил эту информацию, уточнив, что с 7 февраля в Ангарске останется только два маршрута трамваев: №3 и №6. А уже 29 января мэр АГО Сергей Петров заявил об отмене этого решения и о намерении развивать возможности предприятия. Что же такое происходит с муниципальным транспортом в нашем городе? Оптимизация, будь она неладна. Давайте попытаемся разобраться в ее причинах и сути.
Не по пути с прибылью
О катастрофическом положении дел на МУП «Ангарский трамвай» мы пишем… с конца 90-х. К примеру, в публикации за 2003 год под названием «Осторожно – двери больно закрываются» мы рассказывали о массовом сокращении работников предприятия. И ее хоть сейчас перепечатывай, меняя только даты. «Ангарский трамвай» переживает всё те же экономические трудности, не позволяющие говорить ни о стабильной работе предприятия, ни о развитии муниципального транспорта. Почему? Вопрос почти риторический!
Вот и накануне нынешних новогодних праздников 40 сотрудников учреждения получили уведомления о сокращении, так что 24 февраля станет для них последним рабочим днем. По словам директора МУП «Ангарский трамвай» Андрея Козлова, сокращение коснулось в первую очередь управленческого аппарата и части технического персонала – ни один кондуктор и вагоновожатый не потерял своё место. «Штатная численность у нас не менялась много лет, но сейчас, когда на обслуживании трампарка находится не 96 вагонов, а в три раза меньше, столько сотрудников не требуется. Оплачивать их труд нецелесообразно, тем более что мы пытаемся выбраться из финансового кризиса. Сокращение позволит решить проблему погашения задолженности предприятия по налогам и коммунальным услугам».
Долги у предприятия и правда немалые. Только пени, начисленные за долги по оплате тепла и электроэнергии, составляют около 9 миллионов рублей. Счета арестованы. Причины такой ситуации Андрей Козлов видит в больших затратах на содержание как самих вагонов, и так и путей с сетями. При этом в период пандемии пассажиропоток снизился на 40 процентов, а значит, упала и выручка с продажи билетов. Но с пандемией мы живем меньше года, а кризис на предприятии длится третий десяток лет. И постоянно находятся какие-то обстоятельства. При этом предприятие всегда было муниципальным, дотируемым из бюджета. Может, в администрации не заинтересованы в развитии этого вида общественного транспорта – самого экологичного и дешевого для горожан? Недальновидными являются и решения администрации о назначении директоров. Напомним, предыдущий руководитель предприятия Баженов в настоящее время находится под следствием по обвинению в экономической нечистоплотности. По версии следствия, от представителя неких юридических лиц директор предприятия получил свыше 1 миллиона рублей за заключение договоров купли-продажи имущества в виде черного и цветного металлов, принадлежащего муниципальному предприятию. С 2019 по 2020 год предприятие демонтировало и реализовало по заниженным ценам выведенные из эксплуатации трамвайные рельсы. Общая сумма требуемой взятки составила 2 миллиона рублей. Во время его руководства с предприятием случился еще один криминальный эпизод – в 2018 году часть площадей трампарка была сдана в аренду: коммерсанты организовали там майнинг-ферму, начали добывать биткоины и за несколько дней вогнали предприятие в большие долги из-за значительного электропотребления. При таком хозяйствовании о развитии даже и мечтать не приходится. Но и нынешняя установка на оптимизацию (сокращение штатов и маршрутов) тоже может обернуться неизвестно чем. Андрей Козлов надеется, что перераспределение затрат со второстепенных на первоочередные поможет избавиться от долгов и наладить стабильную работу оставшихся маршрутов. А по факту сотрудники АНХК, ТЭЦ, ГУФСИН, подрядных организаций в промзонах останутся без большинства рабочих трамвайных маршрутов.
Трамвай на работу не повезёт?
Итак, что стоит за решением ликвидировать трамвайные маршруты №№1, 4, 5, 7 и 11? Вот что Андрей Козлов сказал об этом на встрече с журналистами 28 января: «Да, мы решили отказаться от маршрутов на промзоны. И причин для этого несколько. Самая главная из них – аварийное состояние путей в этих направлениях. В настоящее время у предприятия нет финансовой возможности провести реконструкцию самостоятельно. А федеральных программ по софинансированию таких работ пока не запущено. Как только программы начнут действовать, мы сразу подадим заявку на участие в них. Мы надеялись на сотрудничество с руководителями ТЭЦ и АНХК, чьи сотрудники пользуются трамваями для поездок на работу и обратно, надеялись получить от них отклик и поддержку в вопросе возмещения части затрат на капитальный ремонт путей (речь идет о четырех километрах рельсов от технопарка до ТЭЦ и 27 километрах от перекрестка улиц Карла Маркса и Чайковского до АНХК), но получили отказ. Энергетики и нефтехимики считают, что ведомственные автобусы в достаточной степени обеспечивают транспортировку их работников. Тогда кто ездит по этим направлениям? Вагоны каждое утро и вечер идут полные! И идут, по сути, по опасным путям. Поэтому и было принято решение о прекращении движения трамваев по этим линиям».
Ликвидация пяти маршрутов, по мнению Андрея Козлова, принесла бы значительную выгоду обычным пассажирам. Вагоны, задействованные в работе маршрутов №№4, 5, 7 и 11, были бы перекинуты на маршруты №№3 и 6. Это позволило бы значительно сократить интервал движения трамваев по городу. Но всё равно допоздна ходить они не будут. Последний вагон в депо заходит в восемь вечера. На вопрос, не слишком ли это рано, Андрей Александрович ответил, что ему так не кажется, потому что после семи часов вечера вагоны ходят полупустые, а себестоимость каждого рейса велика. Кстати, его слова, приведенные в заголовке, относятся как раз к обсуждению этой темы – вечером можно на такси или на автобусе уехать. Но, сокращая «рабочий день» трамваев, муниципальный транспорт действительно дает фору своим конкурентам. Потому и нет вечерами на трамвайных остановках горожан, что трамвая можно не дождаться.
Трамваю быть?
Известие о ликвидации большей части трамвайных маршрутов в городе не на шутку возмутила ангарскую общественность. Соцсети загудели от гнева. В адрес властьпредержащих полетели оскорбительные комментарии. Инициативная группа составила петицию с требованием сохранить муниципальный транспорт в городе и разместила его на популярной интернет-платформе «Шанс». То, что не получилось в позапрошлые выходные у сторонников Навального, почти удалось Андрею Козлову – он раскачал ангарчан на протестный митинг. Настроения в воздухе летали революционные. Но мэр Сергей Петров принял решение сохранить три маршрута в полном объеме и два других в немного урезанном. Об этом было заявлено 29 января в ходе оперативного совещания. «У нас в приоритете транспортная доступность, и в этом вопросе экономика уходит на второй план. Очевидно, что трамвай не в состоянии быть рентабельным в данных условиях и может осуществлять свою деятельность только в рамках определённых дотаций. Таким образом, маршруты №№1, 4, 7, которые идут через НПЗ и ТЭЦ-9, будут сохранены в полном объёме. Маршруты №№5 и 11 будут сокращены в районе промышленных зон по причине аварийности путей. Городского сообщения эти изменения не коснутся. Более того, руководству «Ангарского трамвая» поручено проработать вопрос увеличения количества вагонов на линии для перевозки людей до отдалённых предприятий в утренние и вечерние часы», – подчеркнул Сергей Петров.
В ходе совещания также было отмечено, что маршруты №№5 и 11 дублируют автобусы №№10 и 20. Сергей Петров дал поручение усилить на данных участках автобусное сообщение, подчеркнув основную задачу – обеспечить горожан общественным транспортом.
Это называется «под давлением общественности», но вполне разумно. Напоследок хотелось бы ответить на вопрос читателей: «Когда на улицах города появятся пришедшие недавно из Москвы вагоны?» Отвечаем: как только их приведут в порядок. По словам Андрея Козлова, столичные трамваи подлежат косметическому и техническому ремонту. До отправки в Ангарск они долго не эксплуатировались, часть оборудования требует замены. «На каждом из них установлено по два гелевых аккумулятора, которые вышли из строя. Нам удалось реанимировать только несколько. Будем заказывать в Москве новые, а это опять же затраты. Некоторые вагоны пришли без дверей, нуждаются в покраске. Так что сейчас мы с максимальной экономией для предприятия приводим их в порядок. Два трамвая уже на линии, другие ждут своего часа. Когда именно ангарчане увидят их на улицах города – не известно. К тому же готова еще не вся документация на эти вагоны», – сказал Андрей Александрович.
Остается только ждать и верить. Да, трамвай затратен и невыгоден в содержании. Об этом говорилось много и в разные годы. Но он нужен ангарчанам, потому что является единственной альтернативой более дорогому коммерческому транспорту. Все попытки возродить в городе муниципальное автобусное предприятие закончились неудачей. Так давайте хотя бы сохраним то, что осталось.