Как правильно воспитывать ребёнка? Что ему позволять, а что безоговорочно запрещать? На что обращать внимание в первую очередь, а что можно пустить на самотёк? Можно ли наказывать ребёнка и если да, то как и за что? Когда приучать его к самостоятельности и с чего начинать? Этих бесконечных «что», «как» и «когда» великое множество. Сегодня мы решили поговорить о роли родителей в развитии детской самостоятельности. Наша собеседница – Елена Лебедева, педагог-психолог МБДОУ №112 Ангарска.
– Елена Владимировна, о роли родителей в воспитании детей сказано немало. Что в первую очередь они должны дать своему ребенку?
– Давайте начнём с так называемой биологической функции родителей, с того, что мама должна выносить малыша, выкормить его, одеть, создать безопасное пространство – обеспечить жизнедеятельность ребенка. Всё это – удовлетворение естественных, базовых потребностей маленького человека. По сути, то же самое в меру своих возможностей делают животные, кстати, человеческий детеныш самый беспомощный по сравнению с другими живыми существами.
– Однако есть родители, которые только всё вышеперечисленное и считают воспитанием. Ребёнок живёт рядом, он сыт, одет, обут, на это тоже приходится тратить немало сил и средств. А для получения различных полезных навыков существуют детские сады, школы, секции и т.д. Взрослые считают, что именно там, глядя на окружающих, их ребенок усвоит всё то полезное, что ему необходимо для полноценной жизни.
– Обеспечение жизнедеятельности – это не воспитание. Воспитание – научить малыша выживать и жить в этом мире. Как только ребенок начинает ходить, родители должны терпеливо, настойчиво и последовательно объяснять, что есть острые углы, твердые поверхности, о которые можно больно удариться. Есть места, где можно играть и бегать, а есть такие, где нужно тихо сидеть рядом со взрослым, что кроме него есть другие люди разного возраста и с ними надо уметь договариваться. На улице взрослый берет ребёнка за руку, показывает, как переходить дорогу, тем самым приучая его заботиться о своей безопасности в дальнейшем. Прежде чем устраивать малыша в детский сад, родители должны научить его самостоятельно мыть руки, держать ложку во время еды и многому другому.
– А все ли дети приходят в детский сад уже подготовленными?
– Нет, далеко не все. Некоторым родителям дома легче бегать за ребёнком с ложкой по всей квартире, пытаясь накормить его полезным супом, включают мультики или дают малышу сотовый телефон, чтобы он бездумно, глядя в экран, проглатывал всё, что кладут в рот. Заметим: чтобы приучить детей к самостоятельности, необходимо проявлять терпение и тратить гораздо больше усилий, чем идти по пути наименьшего сопротивления. И вот эти же родители приводят своего малыша в садик, где его уже посторонние тёти усаживают за стол вместе с детьми его возраста, дают ложку, ставят перед ним тарелку с супом, и при этом мультик никто не включает. Комфортно ли будет чувствовать себя ребенок в этой ситуации, подготовили ли его родители к жизни среди равных себе, к самостоятельности? Как он теперь должен выживать? Хочу обратить на это внимание родителей, которые собираются отдать ребёнка в ясли в этом году! Время ещё есть. Знайте, что детям без элементарных навыков самостоятельности привыкнуть в новых условиях гораздо сложнее!
– Елена Владимировна, что подразумевается под проблемами адаптации малышей в дошкольном учреждении?
– На мой взгляд, это не проблемы адаптации, а невыполнение родителями своих воспитательных функций. В раннем возрасте ребёнок не осознаёт масштабы своей несостоятельности. Однако то, что родители не привили ребенку навыки самостоятельности, когда это было необходимо, обязательно аукнется в дальнейшей жизни.
– Получается, ребёнок расплачивается за недоработку родителей?
– Можно сказать, так. Существуют простые правила, которым нужно следовать. Первое – показать малышу, как, к примеру, убирать за собой игрушки, складывать вещи. Действовать лучше от простого к сложному. Второе – сделать это вместе с ребенком столько раз, сколько потребуется для закрепления навыка. Третье – быть рядом и посмотреть, как ребенок справляется с задачей сам, похвалить, что он всё сделал хорошо. Обязательно нужно довести начатое до конца. Очень часто происходит следующее: мама с папой показали ребёнку, как одеваться, а закрепить навык не помогли. В первый день ждали, как он справится, а завтра всё пустили на самотёк. При таком отношении со стороны взрослых вряд ли стоит надеяться на положительные результаты. Особо отмечу: приучать к самостоятельности детей надо в доброжелательной обстановке, тогда они будут воспринимать всё как увлекательную игру, а не как обременительную обязанность. Таким образом у них выработается привычка доводить всё начатое до конца и получать удовольствие от этого. Последствия правильного поведения взрослых, возможно, не сразу видны, но по мере взросления ребёнка родители поймут, что навыки самостоятельности, привитые в раннем детстве, позитивно сказываются на его жизни.
– Иногда под самостоятельностью родители понимают вседозволенность. Чем это чревато?
– Часто взрослые любовь приравнивают ко вседозволенности. Приведу примеры. Некоторые мамы с умилением говорят: «Я так люблю своего сына! Он такой маленький, но уже очень самостоятельный: достаёт из моей сумки телефон, звонит знакомым, сам листает в интернете, и никто ему в этот момент не нужен. В эти минуты он ничего и никого не слышит, а я уже его и не трогаю». Либо: «Мой малыш особенный, ему не интересны свои игрушки, мы их на улицу и не берём. В песочнице он видит чужие совочки, формочки, с удовольствием ими играет, может даже отобрать у хозяина то, что ему понравилось, ну, что сделаешь, вот такой ребенок. Зато он нигде не пропадёт!» Я не рекомендовала бы родителям потакать такому поведению ребенка. Ведь все основы характера человека формируются примерно до пяти лет. Не думаю, что во взрослой жизни приведенные навыки будут полезны.
– Елена Владимировна, какой возраст детей наиболее кризисный?
– Пожалуй, три года. В этом возрасте у ребенка начинает проявляться самостоятельность. Дети стремятся многое сделать без взрослого, часто повторяют: «Я сам!» В этот период взрослым важно направлять и поддерживать энергию самостоятельности. У меня двое детей, разница в возрасте между ними 13 лет. Однажды перед летним отдыхом я собирала сумку своему
16-летнему сыну, а моя младшая трехлетняя дочь, глядя на меня, тоже попросила сумку и стала собирать свои вещи. Она спрашивала, что я беру с собой, и повторяла за мной. Но, когда мы стали просматривать содержимое её сумки, с удивлением обнаружили, что ребёнок собрал все, что нужно, и даже больше. После этого случая сумку своей дочери я больше не собирала, а только проверяла, как она делала это сама.
– Какие выводы из этого можно сделать?
– Не надо делать за ребёнка то, что он в состоянии сделать сам. Повторюсь, прежде всего, надо его этому научить. Мы живем в обществе, где существуют определенные нормы и правила, и задача нас – родителей – рассказать об этих правилах, приучить малыша к ним, развить его самостоятельность. Вот это и есть забота о детях! В недалеком прошлом при рождении ребёнка родители радовались появлению в доме еще одного помощника. Ребятишки с малых лет помогали родителям, и это была норма.
Сейчас границы нормы размыты и каждый родитель сам решает, когда и как приучать ребёнка к самостоятельности, но следует помнить, что в 15 лет уже невозможно научить тому, что было необходимо в 3 года или 5 лет.
Беседовала Татьяна Бичевина,
медицинский психолог Ангарского филиала ИО ПНД