Концерт под таким названием состоялся 14 февраля во Дворце культуры «Нефтехимик». День влюбленных ангарчане отметили встречей с музыкой великого итальянского композитора XVIII века в исполнении Губернаторского симфонического оркестра Иркутской филармонии (художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный деятель искусств России Илмар Лапиньш) и камерного хора (художественный руководитель – Елена Бояркина).
Светлая, лучезарная, радостная, гармоничная музыка Антонио Вивальди, пожалуй, ярче всего ассоциируется с приближающейся весной, с зарождающейся любовью, с молодостью, возможной в любом возрасте! Однако самого знаменитого произведения маэстро – цикла концертов «Времена года» – собравшиеся в этот день не услышали. Помня о своей просветительской миссии, иркутяне привезли в наш город редко исполняемые, но от этого не менее прекрасные произведения.
Будучи виртуозным скрипачом – сочинения для скрипки с оркестром занимают в творчестве Вивальди первое место, – он также любил писать для виолончели, флейты и фагота. Но в поисках новых возможностей и нового звучания итальянский композитор написал два концерта для мандолины и струнного оркестра. И один из них – концерт для мандолины с оркестром до мажор в трех частях – ангарчане услышали благодаря иркутским гостям. Партию мандолины исполнила Алёна Горчакова, дирижировал оркестром Максим Качалов. Это оказалось действительно непривычно, но сказочно красиво!
Гитара – более привычный инструмент, в руках солиста Иркутской филармонии Николая Смаглиева она стала главной в концерте для гитары с оркестром ля мажор в трех частях.
Вивальди известен как весьма плодовитый композитор, одних лишь опер за ним числится сорок, и это только те, авторство которых не вызывает сомнения. Еще более пятидесяти – под вопросом. Вопросы возникли из-за того, что творчество итальянского маэстро после его смерти почти на двести лет погрузилось в забвение. Долгое время о Вивальди было известно немного, и то благодаря Иоганну Себастьяну Баху, который сделал несколько транскрипций его инструментальных произведений. Только в ХХ веке мир произведений Вивальди открыли заново. И композитор сразу обрел бешеную популярность.
В этот воскресный вечер ангарчане услышали три арии из разных опер Вивальди. Объединяла их как редкость исполнения, так и то, что они относятся к жанру оперы-сериа. Все три арии – Ирен из оперы «Баязет», Констанцы (опера «Гризельда») и Тамири («Фарначе») – исполнила Мария Князева. Искристое лирическое сопрано Марии покорило ангарчан, они с радостью приняли новую солистку филармонии и на сцене ДК «Нефтехимик», и в своих сердцах.
Мария Князева вместе с Екатериной Переверзевой солировала и во втором отделении программы, представившем жителям нашего города высочайший образец духовной музыки Антонио Вивальди. На этот раз речь шла о самом, пожалуй, известном произведении данного жанра в творчестве композитора – вокально-инструментальном цикле «Глория».
Количество духовных произведений маэстро не уступает светским: Вивальди служил священником, и сочинять гимны, восхваляющие бога, было его обязанностью. При этом мелодии духовных сочинений Вивальди столь же богаты и разнообразны, как оперные арии, а их оркестровка привлекает своей тщательностью и грациозностью.
И это в полной мере смогли оценить слушатели от мала до велика. Самой большой похвалой вокалистам камерного хора Губернаторского симфонического оркестра стала фраза трех- или четырехлетней девочки, оказавшейся в зале вместе с мамой и бабушкой. В тишине между частями гимна она, сначала заметно скучавшая, повернулась к маме и громко сказала: «Понравилось!» По-моему, улыбнулись даже музыканты в первых рядах оркестра.
– Сегодня чрезвычайно счастливый день, – подвела итог выступлению иркутян директор Дворца культуры «Нефтехимик» Антонина Кокошникова. – Эта музыка в наших сердцах и головах поставила всё на свои места. Это какая-то необыкновенная, волшебная таблетка, которую мы принимаем как лекарство для души, для сердца и развития. Наш дворец – единственная площадка в городе, которая ежемесячно принимает такой коллектив. Это прекрасно, это достойно, я считаю, что это нужно продолжать делать.