Почти четыре года назад тогдашний президент страны Владимир Путин заявил в Послании Федеральному Собранию: «Не может страна с такими резервами, накопленными за счет нефтегазовых доходов, мириться с тем, что миллионы её граждан живут в трущобах».
Под это благое негодование в бюджетах – федеральном, региональных и прочих – стали выделяться деньги для преодоления вышеозначенной российской беды.
Прошло время, хотелось бы подвести некий промежуточный итог: как дела в борьбе с аварийным жильем в стране, области, родном городе? Этой проблемой озадачился и уполномоченный по правам человека в Иркутской области Иван Зелент. Озадачился неспроста: статистика обращений к нему граждан показывает, что наибольшее число жалоб так или иначе связано с нарушением прав человека в жилищно-коммунальной сфере.
Анализ ситуации показал, что проблема эта в Иркутской области носит системный характер. В послании президента сказано, что из 3 млрд метров жилого фонда России более половины нуждается в ремонте. Некоторые дома не ремонтировались по 40-50 лет. Сегодня объем ветхого жилья по стране составляет 93 млн кв. м, из них аварийного – 11,2 млн кв. м. Таков масштаб бедствия.
В этих условиях органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять меры по обеспечению граждан жильем за счет соответствующих бюджетов, несмотря на то, что программы государственного жилищного строительства в большей части свернуты. Обрезаны. А что происходит на практике? Нераз-бериха с тем, что считать ветхим домом, а что – аварийным. Как определить, какое количество людей нуждается в переселении: методик множество, считают кто во что горазд, отсюда разбег в разы цифр в разных источниках.
В соответствии с Постанов-лением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 20.02.2004 г. №10з к непригодным для проживания относятся жилые дома в аварийном состоянии, ветхие жилые дома, расположенные в опасных зонах и т.д.
Жилой дом признается находящимся в аварийном состоянии, если создается угроза безопасности проживания граждан. Ветхим признается жилой дом с физическим износом, при котором его прочностные и деформационные характеристики равны или ниже предельно допустимых характеристик.
Учет ветхого и аварийного жилья, мягко говоря, не очень хорошо налажен как в целом по стране, так и в субъектах федерации. По разным экспертным оценкам, за последние 16 лет площадь ветхого и аварийного жилья в России утроилась, в нем проживают от 2 до 5 млн человек.
За период выполнения областной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Иркутской области до 2019 года» органы государственной власти последовательно корректировали показатель «конечные результаты реализации программы» в сторону снижения (даже в докризисный период). В разных источниках даются разные цифры по количеству переселенных граждан: в мае 2010 г. пресс-служба губернатора со ссылкой на министра строительства и дорожного хозяйства Иркутской области называет 2313 человек. Депутатам ЗС дается другая информация: за 2009 г. в области переселено 855 человек. Однако! Можно констатировать: эффективный государственный контроль выполнения программы отсутствует.
Как в муниципалитетах составляется реестр ветхих и аварийных жилых домов на самом деле? Документы об обследовании жилого дома оформляются накануне принятия администрацией решения о расселении дома. Приведем один говорящий пример: с 29 по 31 декабря 2008 г. межведомственная комиссия выдала заключение на 129 жилых домов, включенных в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда...» О чем говорит такая «оперативность»? Видимо, о необходимости оформить все нужные документы и «подогнать» ситуацию под требования закона.
Не все граждане знают, что жилые дома, износ которых составляет 70 процентов и выше, подлежат включению в план расселения на следующий год. Местные думы, исходя из объема средств, выделяемых под эти цели на планируемый год, должны утверждать перечень домов, подлежащих сносу. Отсутствие прозрачности при решении этого вопроса подрывает доверие к местной власти, дает почву для домыслов, слухов, в том числе и о коррупции.
На территории Иркутской области в 2010 г. действовали две региональные программы – областная целевая (до 2019 г.) и региональная адресная (2010 г.). Первая финансируется за счет областного и муниципального бюджетов, вторая – в основном из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Также в 2009 г. в области реализовывалась региональная адресная программа.
В рамках этих программ на территории 50 муниципальных образований (МО) области приняты соответствующие муниципальные программы, но 11 МО не представили соответствующий пакет документов для открытия финансирования.
Примечателен такой факт: одни и те же дома включены в обе программы. Это либо некачественная подготовка документов, либо наличие коррупционной схемы двойного бюджетного финансирования одних и тех же работ.
Анализ показывает, что действующие программы, даже при их реализации в полном объеме, не решают проблемы ветхого и аварийного жилья. Практика её решения к тому же ориентирует строительный бизнес на возведение жилищ с потребительскими свойствами, заведомо не соответствующими требованиям Поста-новления Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47.
Граждане, которых уведомляют о предстоящем переселении, лишены возможности ознакомиться с текстом данных постановлений.
Самым больным вопросом для переселения является вопрос о том, какое конкретно жилое помещение им будет предоставлено. Обещанного переселения люди, живущие в трущобах, ждут не один десяток лет. С принятием в 2004 г. ЖК РФ уменьшились государственные гарантии соблюдения жилищных прав граждан. Равнозначность предоставляемого жилого помещения не должна сводиться только к равенству квадратов общей площади. Много вопросов вызывают ситуации, когда муниципалитет предлагает гражданам для переселения жилое помещение с меньшим количеством комнат, чем ранее занимаемое. При этом не учитывается состав семьи, наличие в ней страдающих тяжелыми формами заболеваний и т.д.
Отчет о выполнении названных целевых программ не был предметом обсуждения областными законодателями: депутаты ЗС не сочли нужным включить в число приоритетных задач деятельность, направленную на обеспечение комплексного подхода к решению в регионе проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилья. Обобщение судебной практики по данному вопросу не проводилось.
Прокуратура в 2010 г. проверяла исполнение федерального Закона «О фонде содействия реформированию ЖКХ». Основные нарушения – ненадлежащее ведение органами местного самоуправления учета жилья, признанного непригодным к проживанию.
Целевые программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья в обозримой перспективе не решат проблему. Нарушения прав граждан при переселении вызваны тем, что власти отдают приоритет не правам конкретного человека, а интересам бизнеса, реализации амбициозных проектов, желанию иметь красивые цифры в отчетах.
В Иркутской области Посла-ние президента Федеральному Собранию (проблема ветхого и аварийного жилья) выполняется неудовлетворительно – к такому выводу пришел уполномоченный по правам человека Иван Зелент. Это было озвучено на пресс-конференции 21 января в областном «сером доме».