Театральная студия «Родничок» Дворца творчества детей и молодежи на прошлой неделе вернулась из Красноярска. Ребята поучаствовали в I всероссийском фестивале детско-юношеских театров «Притяжение» со спектаклем «Слуга двух господ».
Так получилось, что театр «Родничок» под руководством Тагира Хамитова стал первой ангарской ласточкой, решившейся на поездку после пандемии. Ребята планировали вывезти спектакль по пьесе Карло Гольдони на театральный фестиваль еще год назад. Тогда уже были куплены билеты, получены освобождения для школьников – и... сами знаете, что последовало.
Фестиваль «Притяжение» был проведен красноярским театром современного искусства «Этти Дети» режиссера Евгения Крайзеля при поддержке Союза театральных деятелей РФ с использованием гранта Президента Российской Федерации. В Центр культурных инициатив, на сцене которого с 20 по 24 февраля показывали спектакли, посторонних не пускали. Вместо зрителей – театралы, в фойе и танцзалах на мастер-классах – театралы. Руководители коллективов следили за тем, чтобы ребята не забывали о средствах индивидуальной защиты при взаимодействии с коллегами.
А взаимодействовать было с кем. 12 коллективов приехали из десятка городов России: Ангарска, Хабаровска, Барнаула, Москвы, Нижнего Новгорода, Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Губахи. Театральную честь Красноярска защищали три детских коллектива: «хозяева» фестиваля, музейно-театральная студия «Сибирячок» и школьный театр-лаборатория «Дети», знакомый ангарчанам по фестивалю «Сибирская рампа» на Ольхоне.
Жюри тоже было представительным – в него вошли преподаватели ведущих театральных вузов и режиссеры известных театров России. Возглавлял его Рустем Фесак, режиссер Российского академического молодежного театра, ведущий режиссер театра «Чеховская студия» при Музее-заповеднике А. П. Чехова в Мелихово, преподаватель актерского мастерства ВГИКа им. С. А. Герасимова.
Ангарчане привезли с фестиваля три диплома за лучшие актерские работы: их получили Николай Гришняков за роль Сильвио, Марк Кузнецов – за роль Труффальдино, а также Всеволод Дербенёв – за роль Флориндо Аретузи. Члены жюри отметили прекрасную сценическую подготовку «родничат». А спектакль стал лауреатом фестиваля в номинации «Сохранение традиций русской театральной школы» и получил специальный приз жюри за художественное решение костюмов.
У ангарских ребят и сопровождавших их взрослых от фестиваля осталось двойственное впечатление. С одной стороны – знакомства с открытыми, свободными и очень талантливыми детьми. А с другой – ощущение надвигающейся потери принципов настоящего театра за поисками новых театральных тем, современного сценического языка.
Тому, кто считает, что театр – мощное средство для становления и воспитания личности ребенка, очень больно видеть, как яркие, интересные, многообещающие дети натаскиваются на участие в представлениях, шоу. И это грозит стать театром скорого будущего. Театром без понимания, без проживания, без глубинного взаимодействия со зрителем, театром, который берет не содержанием, а формой, картинкой.
Предложенные постановки были не всегда понятны зрителям. Многие из спектаклей было сложно даже досмотреть до конца. Откуда я это знаю? Прямые трансляции со сцены красноярского Центра культурных инициатив шли на канале «хозяев» фестиваля
в YouTube. Вся информация выкладывалась в социальных сетях. Техническим оснащением и продвижением фестиваля красноярцы занимались грамотно.
Меньше всего вопросов было к классике. Ее выбрали красноярские «Дети», показав поэтический спектакль «Демон» по Лермонтову, и театр-студия «Каруселька» из Омска, остановившись на «Синей птице» Мориса Метерлинка. Был еще «Дракон» Евгения Шварца – у театральной студии «Синий краб» из Нижнего Новгорода, – но спектакль получился настолько многозначительно-метафоричным, что уж совсем непонятным.
А когда на сцену вышли ангарские ребята со своей ясной, с четко прорисованными характерами, игровой, музыкальной, театральной в квадрате комедией положений, их не поняли… Пьесу Гольдони, известнейшего драматурга и реформатора итальянского театра, назвали устаревшей. Похоже, что мы в очередной раз вместе с водой выплескиваем ребенка...
В минувшее воскресенье, 28 февраля, «Родничок» показал «Слугу двух господ» уже на родной сцене.