В начале марта начался судебный процесс над Евгением Баженовым. За что бывший директор муниципального предприятия почти год провел в СИЗО, а сейчас оказался на скамье подсудимых? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить события 2018 года. Именно тогда было принято решение о сокращении трамвайного маршрута №10, который ходил из города до нефтехимического комбината, а три года назад был признан нерентабельным и закрыт. У нас это называется оптимизацией, призванной сократить расходы и перенаправить средства на первостепенные нужды. Но в тот раз как-то так получилось, что этими первостепенными нуждами оказался карман руководителя МУП «Ангарский трамвай». И за руку его схватили не в администрации, а по жалобе в следственный комитет взяткодателя.
Есть такое грубое выражение: жадность фраера сгубила. Вот этот как раз такой случай. Теперь 45-летнему Евгению Баженову вменяется в вину получение взятки в особо крупном размере (статья 290 УК РФ).
Но давайте обо всем по порядку. Итак, 27 ноября 2018 года маршрут трамвая №10 был закрыт. А сети и рельсы остались. Всё это начали демонтировать, чтобы побыстрее продать. Когда в феврале 2019 года мы опубликовали статью «Прощай, трамвай!», рассказывающую о том, как у нас целенаправленно уничтожается муниципальный транспорт (горожане заметили, что трамвайные пути до комбината разбираются ускоренными темпами), на публикацию пришел ответ из пресс-службы администрации АГО, где утверждалось обратное.
Приведем отрывок из того возражения: «С начала 2019 года из бюджета Ангарского округа на поддержку «Ангарского трамвая» выделено уже около 24 миллионов рублей. В прошлом году предприятие получило муниципальную субсидию в размере 72 миллионов рублей. Администрация и депутаты Думы Ангарского округа делают всё, чтобы транспортное предприятие не просто работало, но и оставалось социально направленным. Кроме того, сохраняются все льготы, что возможно только при поддержке местного бюджета. В тесном взаимодействии со специалистами администрации округа разрабатывается новый маршрут, есть планы по обновлению вагонного парка. Так как приобретение новых вагонов непосильно для муниципального бюджета (один новый вагон стоит 25 миллионов рублей), рассматривается вариант получения подержанных вагонов в Москве». И как вывод: муниципальное предприятие успешно развивается при поддержке местного бюджета, а вырученные с продажи ненужных сетей средства пойдут на текущие расходы.
Расходов у предприятия, занимающегося пассажирскими перевозками, действительно немало. А у его директора их, по всей видимости, было еще больше. В итоге сделки купли-продажи черного и цветного лома он не стал согласовывать с КУМИ, самостоятельно списывал металлом и продавал его с большой выгодой для себя, но убыточно для МУП (по низкой цене и определенному покупателю – некоему ООО «Бета»). Определенное вознаграждение Баженову сделало эту фирму единственным участником аукциона. В то время как администрация описывала нам свои планы по развитию предприятия, его директор финансово развивался не по дням, а по часам. Только в апреле он получил от «Беты» транши на 10, 50, 60, 50, 100, 100 и 56 тысяч рублей. Всего, по данным следствия, Баженов за время незаконных сделок по продаже металлолома получил свыше 2 миллионов рублей. За эти деньги он должен был оказать содействие в выгодном приобретении фирмой 900 тонн демонтированных рельсов. Однако покупатель получил только часть из них, обиделся и пошел жаловаться в правоохранительные органы. В результате взятка в размере 360 тысяч рублей, переданная Баженову в марте 2020 года, стала последней. Все купюры были меченными ФСБ.
Вот так закончился тот этап «оптимизации» «Ангарского трамвая». Ну а в начале этого года начался новый – тогда было объявлено о сокращении 40 сотрудников предприятия и закрытии внегородских трамвайных маршрутов. Позже глава округа заявил об отмене решения ликвидировать часть маршрутов. А губернатор попросил у Собянина для Ангарска старые московские вагоны. Но это уже совсем другая история, к которой подсудимый Евгений Баженов точно не причастен.