59-летний ангарчанин Анатолий Гусев относится к типу людей, которые верны выбранной профессии всю жизнь. «Я – шофер! – гордо говорит Анатолий Владимирович. – Не люблю, когда меня называют водителем, потому что, считаю, это определение относится не ко мне, а, к примеру, к тем, кто водит трамвай. Впервые я сел за руль вместе с отцом в пять лет, а уже в двенадцать самостоятельно водил грузовик – да так и прикипел к этому делу. Официально шофёрский стаж у меня исчисляется с 1980 года, и крутить баранку мне совсем не надоело. Для меня ездить – это всё равно что дышать!»
Однако интерес нашей газеты к этому человеку был вызван не стажем (им никого не удивишь), а способностью Анатолия Гусева конструировать чудо-вездеходы.
Мы узнали, что мечта создать своими руками уникальную машину со сверхпроходимостью у Гусева зародилась очень давно. Однажды после просмотра телепередачи, где показали, как туристы на скоростных катерах лихо несутся по горной речке, Анатолий Владимирович загорелся целью изобрести машину-амфибию, которая могла бы одинаково хорошо ходить по воде и по местности со сложным рельефом.
Взявшись за дело, наш герой в одиночку смастерил в гараже на основе ЛуАЗа свой первый вездеход «Одиссей». На этой технике он исколесил тайгу, добрался до верховья Китоя, не раз испытал ее на воде.
Однако через некоторое время мужчина решил доработать машину: несколько месяцев «колдовал», обдумывая детали для своего изобретения, и в итоге получил обновленный вездеход под названием «Арго».
«Машина ведь, как и компьютер, имеет свойство устаревать. Луазовские заводские детали не выдерживали высокой нагрузки: то привод лопнет, то шестеренки полетят. Поэтому мой «Арго» вскоре отправился в гараж на распил. Впоследствии я довел технику до ума: реверс другой поставил, разные детали заменил. Получилась более совершенная модель вездехода – «Одиссей-2» с мощным двигателем. Причем вместо четырех колес эта машина передвигалась на шести, потому что я решил придать ей устойчивость, сократить радиус поворота и сделать ход плавным. Мой вездеход разгонялся до 15 км в час на воде, и это очень неплохой показатель. При своих немалых габаритах он оказался достаточно маневренным – проезжал там, где даже подготовленные джипы не могли пройти, да и болота легко проскакивал», – рассказывает наш собеседник.
Нужно отметить, что обошлось ему это детище недешево – в 750 тысяч рублей.
Изобретение Гусева не могло остаться незамеченным во время передвижения по Ангарску. Автомобилисты бибикали, прохожие старались запечатлеть чудо-машину на камеру. Особый интерес вездеход вызывал у инспекторов дорожного движения. Они смотрели, изучали его и, конечно, спрашивали владельца, почему техсредство не прошло регистрацию.
«Как же я могу зарегистрировать машину, если она еще испытания до конца не прошла!» – с улыбкой отвечал им Гусев и двигался дальше.
• • •
Как-то раз во время очередного испытания в верхнем участке реки Китой (район Дабады) с вездеходом произошла неприятность.
В тот день шел проливной дождь. Анатолий Гусев, уверенный в своей технике, с первой же попытки уже почти взобрался на вездеходе на отвесный перевал, как вдруг четыре задних колеса с силой потянули машину назад. Пролетев 70 метров, вездеход врезался в пень, от удара у «Одиссея-2» вырвало заднюю подвеску. В Ангарск машина вернулась на пяти колесах.
«Это ещё хорошо, что на пути попался корявый пень, а не крепкое дерево, тогда бы от моего вездехода вообще ничего не осталось!» – не без оснований считает Анатолий Владимирович.
В 2020 году наш конструктор распрощался со своим шестиколесным другом, которого он создал без чертежей, а чисто по интуиции. Теперь «Одиссей-2» стал своего рода донором для другого вездехода, Анатолий Владимирович планирует назвать его «Пионер».
«Я решил поставить свою очередную машину на четыре колеса – так будет проще зарегистрировать технику в ГИБДД. В остальном «Пионер» сохранит технические характеристики предыдущей модели, и вместимость у него останется та же – 10 человек, – говорит изобретатель. – Новый вездеход уже стоит на колесах, собраны рама, двигатель и передняя часть. Осталось всё обварить, обшить металлом и кузов сделать. Только вот работа немного застопорилась, потому что сейчас все силы и средства я вкладываю в дачный дом, который недавно приобрел. Тем не менее надеюсь, что в этом году мне удастся довести вездеход до ума».
Кстати, по поводу «Одиссея-2», которого многие называли «королем бездорожья», Гусеву звонили представители Саратовского завода. Специалистов предприятия очень заинтересовала модель ангарского самородка. После беседы Анатолий Владимирович вдохновился: его обрадовало, что появился реальный шанс запустить вездеход в серийное производство. Но, к сожалению, дальше разговора дело так и не пошло.
Тем не менее народный изобретатель не отчаивается. В его голове немало других интересных идей, совершенно не связанных с автомобилями. «Пока я не хочу раскрывать все секреты. Вот как только запатентую изобретение, обязательно поделюсь с вами!» – пообещал он.
Будем с нетерпением ждать…