Ребёнок не хочет идти в школу, отказывается делать уроки и вообще считает учебу чем-то, что мешает его беззаботной, счастливой жизни. Знакомая ситуация? Иногда подобные проблемы возникают уже во втором классе, когда детям начинают ставить оценки. Как правило, вся семья напрягается – оказывается, получить «пятерку» весьма непросто, а выполнение домашних заданий – затратное и продолжительное по времени мероприятие. В связи с происходящим у детей (а зачастую и у родителей) случаются нервные срывы, выражающиеся в обвинениях и недовольстве ребёнком со стороны взрослых и в плаче, упрямстве, нежелании сделать «хоть что-то» со стороны детей. Происходить это может как в начальных, так и в старших классах, то есть никакой школьный возраст не застрахован от подобных ситуаций. О возможных причинах возникновения названных проблем мы говорили с заведующей диспансерным отделением Ангарского филиала ИО ПНД психотерапевтом Юлией Митиной.
Родительский опыт
– Юлия Владимировна, в конфликте на уровне «родитель – ребёнок – школа» в центре, конечно же, ребёнок. Но ведь на словах всё делается для блага детей и во имя их будущего. А как на деле?
– Давайте начнем с родителей. У каждого взрослого есть свой школьный опыт: одни были прилежными и успешными учениками и сегодня добиваются (разными способами), чтобы их ребёнок стал таким же. Другим учеба не давалась, и через детей они бессознательно хотят нагнать упущенное и «заставить» (опять же разными способами, в том числе наказаниями и давлением) детей достичь тех высот, каких они сами в силу разных причин не достигли.
На этом фоне и могут возникнуть разные варианты напряжений в отношениях между детьми и взрослыми, когда взрослые настаивают на своём («Ты учишься ради себя», «Переписывай задание, всё неаккуратно» и так далее), а дети упорно не хотят им подчиняться, приводя свои аргументы: «Всё равно мне «пятерку» не поставят! Зачем учить, если в жизни мне это никогда не пригодится».
Научиться понимать
– Создаётся впечатление, что каждый по-своему прав. И как выходить из этого тупика?
– Я бы не называла ситуацию тупиковой, выход всегда есть. Родителям необходимо понять, что система образования стала другой, чем во времена их учёбы. Поэтому прежде, чем ждать (требовать) от ребёнка успешности в каком-либо виде деятельности, в том числе и учебе, нужно научить его, как распределить время занятий; с чего начинать их выполнение; что главное, а что второстепенное; создавать во время выполнения домашних заданий спокойную, деловую, но доброжелательную обстановку дома. Начинать это нужно с первого класса, чтобы выработать правильный навык выполнения заданий. На всё это, конечно, нужно потратить время, силы и терпение.
Многие мамы и папы идут по линии наименьшего сопротивления: несколько раз за вечер напоминают детям о домашнем задании, занимаясь при этом своими делами, а часов в одиннадцать садятся за уроки, в накаленной обстановке их делают (до часу ночи), раздражая и напрягая друг друга.
Натиск с двух сторон
– А если время упущено и навык у ребёнка вовремя так и не выработан?
– Тогда главное – не прервать эмоциональную связь со своими детьми. Нужно понимать, что им труднее, чем взрослому человеку, испытывая натиск со стороны родителей и учителей, исправлять оценки, стремиться к достижениям, тем более если уже накопилось много проблем. Но всё же первичен сам ребёнок, а потом уже его учеба!
Ко мне на прием приходят родители с детьми, когда ситуация, которая начиналась с нежелания ребёнка учиться, зашла уже настолько далеко, что речь идёт уже о его здоровье, а не об оценках и учебе.
Важно при первых признаках неблагополучия обращаться к специалистам, они помогут осознать причину происходящего: усталость это или запущенный материал, страх перед наказанием или конфликт с учителем, нехватка интеллектуального ресурса для освоения материала или нежелание быть первым среди друзей. Чем раньше родители постараются понять ребёнка, тем легче будет избежать проблем в дальнейшем.
Темперамент ребенка
– Сейчас стала модной тенденция воспитания из ребёнка лидера. «Ты самый умный, красивый, сильный…» – часто говорят родители детям. Но таким он может быть в рамках отдельно взятой семьи. Попадая в среду таких же «умных и красивых», ребёнок теряется, он (с подачи взрослых) знал о себе одно, а теперь сталкивается с другим, сравнение не в его пользу. Такая ситуация может провоцировать нервный срыв у детей?
– Всё зависит от личностных особенностей ребёнка: для одних быть на виду и впереди всех не просто потребность, а норма существования, у них хватает на это интеллектуального и физического потенциала, для других даже просто выйти к доске – это уже испытание. Многое зависит и от темперамента. К примеру, если ребёнок холерик (процессы возбуждения преобладают) он физиологически будет стремиться к активности; если флегматик, то тогда преобладают процессы торможения, значит, в постоянной смене деятельности (активности) ему органически не подходит.
А родители ждут (требуют) от него быть если не первым, то обязательно в лидерах. А ещё рейтинг, где наглядно каждый день видно, как ребёнок теряет свои позиции. И тут на самом деле может произойти срыв.
Напряжение и срыв
– Каковы могут быть симптомы срывов?
– От всего происходящего дети элементарно устают, напрягаются, раздражаются. Вначале в меру своих возможностей протестуют, защищают себя: кто-то капризничает, кричит, бросает учебники, тетрадки, другие просто замыкаются, уходят из дома, некоторые – к бабушкам, иным родственникам, просятся ночевать к подружкам, лишь бы избежать напряжения.
Часть детей жалуется на головные боли, боли в животе и так далее. Иногда боли, вызванные спазмом от напряжения, есть на самом деле, иногда они детьми преувеличены, в любом случае для взрослых эти жалобы должны стать сигналом о детском неблагополучии и необходимости помочь ребёнку справиться с ситуацией. Миссия родителей – быть помощниками своим детям в решении их трудностей, а не источником дополнительного напряжения в роли критика и карающего органа.
Тревожный звонок
– Поводом для конфликтов между родителями и детьми зачастую являются телефонные звонки учителя о неуспеваемости ребёнка. И многие взрослые воспринимают эти звонки как личное оскорбление: с одной стороны, они недовольны учителем и считают проблемы ребёнка его недоработкой (критикуя учителей в присутствии детей), а с другой, – дети получают «по полной» за плохие оценки от самих родителей. И снова «крайним» остаётся ребёнок…
– Так быть не должно! Если и учитель, и родитель против ребёнка, то ему не справиться с двумя значимыми взрослыми. Нотации, наказания, угрозы если и меняют ситуацию к лучшему, то ненадолго.
Родители – первые и главные люди в жизни ребёнка, они по закону должны обеспечить ему помощь и поддержку. Их задача – создать вокруг него благоприятную для полноценного развития обстановку в меру его возможностей. В том числе и суметь так организовать отношения с учителями, чтобы быть заодно с ними для помощи ребёнку, а не против друг друга, отстаивая исключительно свою точку зрения. При этом не забывая, что у вас ребёнок один, а у учителя их 25-30!
И главное, уважаемые родители, помните – школа рано или поздно закончится, а всё, что заложено в вашем сыне или дочери с детства, останется с ребенком навсегда. Позаботьтесь о благополучии своих детей уже сегодня, пока это возможно.
086, 8-(3955)-564-986 – круглосуточная бесплатная помощь психолога.
Татьяна Бичевина