Десятиручка, кубышка, травница, покосница, манилка, крупеничка – эти и другие куколки с необычными названиями стали главными героями новой выставки в Музее часов. Экспозиция, открывшаяся 11 марта, называется «Народные тряпичные куклы» и является персональной для художника, мастера декоративно-прикладного искусства Дины Курочкиной. Ее коллекция насчитывает около 100 обрядовых и русских национальных кукол (на выставке представлено более 40).
«Я увлекаюсь тряпичными куклами с 2008 года – и их история, обрядовое содержание так же интересны, как искусство пошива, – рассказала Дина Курочкина на открытии выставки. – Очень много ценной информации можно узнать на специальных мастер-классах народных мастеров России. Изучаю также литературу по русскому ремеслу и этнографии. На Руси с древних времен кукла, сделанная своими руками из подручных материалов, имела очень большое значение. Она принимала участие в праздниках, различных обрядах, ей шили национальные костюмы, а еще ее использовали в виде интерьерного украшения. Мало какие из этих кукол были детскими игрушками, в основном они служили оберегами или атрибутами обрядов.
Вот, к примеру, неразлучники – их дарили молодоженам на свадьбу. Это оберег семейной жизни, призванный до самой смерти супругов хранить их союз. У них даже одна из рук – общая. И шили таких куколок из одного куска ткани. Куколку-десятиручку тоже дарили перед свадьбой невесте – она обеспечивала хозяйку повышенной работоспособностью и умением рукодельничать. Современные женщины, вынужденные успевать переделать десятки разных дел по дому и на работе, тоже часто ощущают себя подобными десятиручками!»
Иногда названия куколок напрямую говорят об их предназначении. Веснянкой встречали каждый год весну, а с ней – теплые дни, новые надежды на исполнение всего, что задумано долгими зимними вечерами. Мокридина была у древних славян главной по погоде: наши предки верили, что она может и вызвать дождь, и с таким же успехом прекратить его. Недоля уничтожала все человеческие беды, печали, несчастья и горести. Мартиничка была обязательным участником обряда закликания весны у западных славян.
Одной из самых первых кукол-оберегов является зольная кукла. В народе ее еще называли берегиней. Охранял такой оберег семейный очаг и благополучие. Для ее создания использовалась зола из домашнего очага. Шарик золы был головой поделки, всё остальное делалось из ткани. Этот оберег был единственной куклой без головного убора и волос.
Куклу-крупеничку делала хозяйка дома для всей семьи. Поделка устанавливалась на видном месте и была символом сытости и достатка. Изготавливался магический предмет из ткани, а в качестве наполнителя использовалась крупа. Во время посевной первым использовали зерно из кармашка куклы, а когда урожай был собран, оно ложилось обратно до следующего года. В голодные годы из нее брали крупу для приготовления пищи. И если куколка заметно «худела», значит, семье жилось несладко. Заметившие это родственники могли пополнить ее крупой – помочь пропитанием.
В коллекции Дины Курочкиной есть немало полезных куколок. Кубышка, наполненная травами, к примеру, в прежние времена считалась самой целебной – очищала воздух в доме и лечила от недугов заболевших. Ни один дом, где жила семья с детьми, в старину не обходился без ведучки – образа матери, которая заботливо ведет своего малыша по жизни. Ведучек обычно делали свекрови в подарок невесткам, чтобы те были хорошими женами для их сыновей и заботливыми матерями. Женщина и сама могла изготовить для себя эту куклу, если опасалась, что не углядит за ребенком. Оберег символизировал единство душ матери и малыша. Эта скрутка наполняла жизнь женщины любовью к детям, а если мать делала такую игрушку для малыша, то этим она защищала ребенка от сглаза и порчи, которые перенимала на себя.
А про помощницу в родах слышали? На выставке можно увидеть такую куклу – руки-ноги раскинула, имитирует роды. Чтобы ребенок легче появился на свет, женщины крутили таких кукол прямо во время схваток! Сейчас такие экстремальные условия для рукоделия и представить себе невозможно!
«Куклы сопровождали славян всю их жизнь – от рождения до дороги в последний путь, – рассказывает Дина Геннадьевна. – Их крутили или шили из подручных материалов, даже не обязательно из ткани: вот моя десятиручка сделана из лыка. Куколки оберегали сон ребенка, его здоровье, семейное счастье, преумножали достаток, защищали от злых чар, непогоды, берегли в дороге. А когда тряпичные куклы становились совсем ветхими, их просто сжигали. Считалось, что через огонь отслужившие свое куколки уносят из жизни людей всё плохое. В наши дни этот обряд сохранился во время празднования проводов зимы – мы сжигаем чучело Масленицы. Существует масса правил по изготовлению обрядовых кукол: огромное значение имеет, когда и как ты ее делаешь, какой наряд приготовишь для нее, как узелок на пояске или платке повяжешь. Говорят, что таких кукол нельзя делать на столе, только на коленях. Правил и традиций – великое множество! Это целый мир – почти забытый современниками, но не утраченный. И познавать его безумно увлекательно!»