Ангарские любительские театры постепенно выходят из карантина. В минувшие выходные ангарчане смогли убедиться: пандемия при всех недостатках имела весьма ощутимые для театралов плюсы. «Чудак», «Факел» и «Родничок» приготовили для своей любимой публики сразу несколько премьер. 21 марта народный театр «Чудак» Дворца культуры «Нефтехимик» с соблюдением всех мер безопасности сыграл в своей «11-й комнате» спектакль по пьесе Александра Островского «Лес».
Казалось бы, чем «купеческий» драматург может быть интересен в век информационных технологий? Но уже в афише «чудаки» намекнули, что прочтение знаменитой пьесы будет современным. Фамилия автора на ней выглядит так: «ОстрОFFский». Режиссер спектакля Александр Говорин освободил героев от старых одежд и декораций. И сразу стало видно: за полтора века мало что изменилось, это всё про нас.
– На то она и классика, чтобы перекликаться с современностью, – улыбается Александр Анатольевич, – всегда актуальна, всегда про зрителя. Если это будет про кого-то другого, человеку будет неинтересно, и спектакль продолжительностью два с половиной часа он смотреть не будет. А если там про него – будет смотреть: и два, и три часа.
Кстати, текст пьесы пришлось сократить – благо в театре и среди его друзей есть талантливые педагоги-словесники, которые могут сделать это безболезненно для смысла. «Сейчас нельзя по-другому, совсем иной ритм жизни, – рассказывает режиссер. – Мы уже не можем позволить себе смотреть спектакль пять часов, даже с двумя антрактами. А с текстом пьесы по-своему работал уже великий Мейерхольд: переставлял и придумывал».
Увлечение Александра Анатольевича творчеством Всеволода Мейерхольда, режиссера-реформатора начала ХХ века, добавило в постановку элементы биомеханики, которые в ее нарочитой театральности, порой переходящей в клоунаду, смотрятся вполне органично. «Театр в театре» здесь идет с подачи самого Островского: в речи почти каждого его персонажа есть фраза о театре, комедии или необходимости играть роль. Не говоря уже о знаменитейшем дуэте актеров Счастливцева и Несчастливцева – выйти на сцену в этих ролях считали за счастье все самые известные служители Мельпомены последних 150 лет.
В спектакле «Чудака» знаменитых персонажей играют Сергей Метёлкин и Алексей Пермяков, у которых достаточно жизненного опыта, чтобы образы получились искренними, наполненными и цельными. Сергей Владимирович, как всегда, придумал для своего персонажа массу любопытных деталей. Каких? Приходите на спектакль – и увидите.
Свои первые большие роли в спектакле получили Юлия Рейка (Аксюша) и Антон Бочкарёв (Петр). Евгений Семенов создал образ очаровательного подлеца, который вырастает из робкого гимназиста-недоучки и набирает страшную силу на глазах у зрителя. Если вдуматься, каждый из героев в течение этих двух с половиной часов двигается к счастью – в собственном понимании – и получает в финале то, к чему стремится. И как не похожи эти счастья друг на друга!
Большая и сложная роль у Ирины Калугиной – ключницы Улиты. Барыня может доверить ей свои самые тайные мысли, а может сорвать на ней свой гнев, и ей приходится лгать и подличать, меняя маски так часто, что она и сама уже не знает, где ее истинное лицо и что она чувствует на самом деле.
Но главной ролью в спектакле, несомненно, является роль Гурмыжской. Персонаж отрицательный только на первый взгляд – не зря такой опытной актрисе, как Наталья Андриенко, потребовалось немало времени, чтобы понять, как ее играть.
– Я для себя решила, что это история одинокой сильной женщины, которая ни от кого не зависит и которой в то же время ничто человеческое не чуждо, – поделилась Наталья Андриенко. – Она хочет любви. И готова обманываться в ответ на любое проявление внимания, которое принимает за искреннее чувство. Готова платить любую цену за маленькие радости любви, внимание, человеческое тепло. Она настолько погрязла в этом обществе, где царит ложь, где постоянно нужно лицемерить, что не отличает вранья от правды. Мне ее жалко. Когда мы искали образы, на кого она может быть похожей, увидели, что таких женщин вокруг очень много. Они сильные, и волевые, и хорошие, и добрые, и всё вроде бы есть, но...
Игровой принцип «театр в театре» выдержан и в сценографии спектакля. Художник Вячеслав Прошин сделал подиум, на который артисты постоянно поднимаются, чтобы продекларировать что-то… в микрофон на стойке. Объем картинке придает светооператор Лидия Какаулина. Появление смартфона на этой волне уже почти не удивляет, как и джинсы на актерах.
Театр со времен Островского изменился, но проблемы, темы и ценности остались те же. Вечные человеческие – ложь и правда, власть и рабство, деньги и свобода, любовь и счастье, – и каждый волен выбирать себе, что ему ближе.
В следующий раз театр «Чудак» покажет «Лес» в 11-й комнате 4 апреля. Соблюдение мер противоэпидемической безопасности не позволит заполнить весь и без того небольшой зал, поэтому позаботьтесь о билетах заранее. А вот 17 апреля «Лес» выйдет на большую сцену «Нефтехимика» в рамках театрального фестиваля «Ангарская оттепель». Приходите!