Находящийся в 16 километрах от Ангарска Юго-Восточный имеет статус городского микрорайона, однако из-за его отдаленности жизнь там напрямую зависит от транспортной доступности. Большинство местных жителей работает в городе, сюда же люди ездят на прием к врачам, в Пенсионный фонд, соцзащиту, здесь находится их ЖЭК. Ребятишки из Юго-Восточного учатся в школах №№10, 19, 24 и 27. А потому расписание единственного до города автобусного маршрута №5 здесь знают все, по минутам рассчитывая дорогу до работы и школы. Однако на прошлой неделе в автобусах появилось предупреждение о грядущем изменении расписания: перевозчик уведомил пассажиров, что с 5 апреля «пятерка» будет следовать по бывшей ведомственной дороге АЭХК до ТРЦ «Фестиваль» (до этого конечной остановкой была автостанция). Далее пассажирам предлагается пересесть на любой городской маршрут и при помощи пересадочной карты бесплатно совершить поездку в любом направлении. Но люди такой вариант удобным не считают и настаивают на сохранении маршрута.
В понедельник состоялось обсуждение проблемы – на встрече с жителями микрорайона присутствовали представители администрации АГО и Союза автотранспортников.
В чем причина предполагаемых изменений маршрута? По словам руководителя Ангарского союза автотранспортников Павла Волкова, эта мера является вынужденной. В период пандемии из-за низкого пассажиропотока только на маршруте №5 убытки составили 13-13,5 миллиона рублей.
«Ранее маршруты на конкурс выставляли, объединяя убыточные и рентабельные маршруты. Тот баланс, который был выстроен администрацией при проведении конкурсов, к сожалению, в сегодняшних экономических условиях стал неисполнимым. Маршруты, которые должны были обеспечивать какую-то доходность, с падением пассажиропотока ее потеряли. А на маршрутах, которые были заведомо убыточными, убыточность ещё больше увеличилась», – рассказал Павел Волков.
Он также пояснил, что может представить инициативной группе все расчеты, замеры пассажиропотока, которые производятся электронной системой учета. Днем транспорт практически пустой, вот и получается, что даже при полной загрузке утром и вечером «холостые» рейсы дают большой минус и, соответственно, приносят убыток, который не перекрывают полные автобусы в час пик.
Зачем в таком случае вообще браться за заведомо убыточный маршрут? А потому что иначе не получить прибыльный. Ранее маршруты с низким пассажиропотоком субсидировались из бюджета. Позднее система изменилась – аукционы стали проводиться лотами. То есть, выигрывая открытый конкурс на прибыльный городской маршрут, перевозчик должен взять на себя обязательство по обслуживанию убыточного. С точки зрения социальной ответственности и интересов простых граждан, решение исключительно справедливое, но достаточно обременительное для частного транспортного предприятия.
Однако если у перевозчика есть выпадающие доходы, то оптимизация маршрута станет причиной «выпадающих удобств» для пассажиров. Сокращение количества рейсов и протяженности маршрута автобуса №5 приведет к пересадкам и потере времени. По расчетам жителей Юго-Восточного, чтобы вовремя добраться до работы или к началу занятий в школе, придется выезжать из микрорайона раньше обычного, а потом ждать другого автобуса на городской остановке. Кроме того, отмена вечернего рейса в 20.50 очень затрудняет возвращение домой тех, кто работает в городе до восьми.
На встрече 29 марта заместитель мэра Ангарского округа Андрей Сафронов заверил, что без одобрения жителей микрорайона никакие изменения приняты не будут и что последний рейс автобуса возвращен в расписание пятого маршрута с 30 марта. Для более детальной проработки удобной схемы движения автобуса и разработки оптимального расписания, которые бы отвечали интересам и пассажиров, и транспортной компании, создана рабочая группа. В нее вошли три инициативных жителя Юго-Восточного, представители администрации, перевозчика и депутат по округу Мария Котова. Ближайшее обсуждение актуального вопроса состоится в начале следующей недели.