Как русские иконописцы становились светскими художниками? Какое отношение к парадному портрету имела Табель о рангах Петра Первого? Как поэт Гавриил Державин оказался связан с иркутским искусством? Об этом рассказала 23 марта в отделе искусств Центральной городской библиотеки Алина Свердлова-Александрова, заведующая отделом зарубежного, русского и современного искусства Иркутского музея имени Сукачёва.
Незадолго до этой встречи Централизованная библиотечная система Ангарска заключила с Иркутским областным художественным музеем соглашение о сотрудничестве. У этих двух учреждений культуры гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд. В музее Сукачёва, как и в отделе искусств ЦГБ, уже несколько лет действует виртуальный филиал государственного Русского музея Санкт-Петербурга.
Первой ласточкой иркутско-ангарского сотрудничества стал цикл лекций «Сокровища музея», посвященных шедеврам, которые хранятся в коллекции музея, их авторам и истории искусства в целом. Первую из четырех запланированных на 2021 год лекций – «Век портрета. Русское искусство XVIII столетия» – прослушали любители живописи в ангарской библиотеке 23 марта.
Надо отдать должное лектору – Алина Свердлова-Александрова оказалась талантливой рассказчицей, прекрасно владеющей материалом. Одним из существенных недостатков системы образования является расщепление картины мира на отдельные дисциплины: историю, литературу, культуру и т.д. Считается, что так проще познавать мир, хотя это противоречит реальности – зачастую полученные таким образом знания так и не синтезируются во что-то цельное. Поэтому ценятся интегрированные уроки, в которых литература, к примеру, не отделяется от географии и математики.
Так вот, в рассказе Алины Михайловны важнейшие сферы жизни россиян XVIII века предстали перед слушателями как единое целое. Простым, понятным языком со ссылками на исторические факты и примеры из литературы была изложена история пробуждения и развития портретного жанра в русской живописи. Демонстрировались репродукции картин из собрания музея имени Сукачёва, а также Русского музея. Собравшиеся узнали имена первых портретистов России, среди которых было много иностранных художников и не художников, приезжавших к нам на заработки.
Как отличить икону от портрета, если они написаны одним и тем же мастером и с помощью одинаковых приемов? Как узнать, что на холсте изображен наследник престола? Как менялась атрибутика портрета, а формализованность с приближением века XIX всё больше уступала психологичности, вниманию к внутреннему миру героя? Погружение в материал было полным. Слушатели ушли после лекции обогащенными и довольными. И даже тему для следующей встречи определили, попросив так же просто и понятно рассказать об абстрактном искусстве ХХ века.