На прошлой неделе были подведены результаты муниципального конкурса «Лучший работник в сфере бытового обслуживания населения, оказывающий услуги ремонта». Как отметила начальник отдела потребительского рынка администрации Наталья Тюменцева, выбор лучших специалистов в этой отрасли проводился в округе впервые. И на звание лучшего в своем деле претендовали 26 мастеров по ремонту одежды, обуви, часов, мебели, бытовой радиоэлектронной аппаратуры, металлоизделий и автомобилей. Победители были названы в семи конкурсных номинациях: Юрий Потеряхин («Ремонт обуви», «Лучший мастер по ремонту обуви»); Наталья Волова (ателье Julia Collection, «Лучший портной по ремонту одежды»); Анатолий Малютин («Рембыттехника», «Лучший мастер по ремонту бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов»); Максим Андреев (часовая мастерская «Тайм Визард», «Лучший мастер по ремонту часов»); Андрей Мясников (ювелирный салон «Премьер», «Лучший мастер по ремонту металлоизделий»); Андрей Плесовских (СТО «Автопрофиль», «Лучший мастер по ремонту автотранспортных средств»); Илья Высотин (компания Viko, «Лучший мастер по ремонту мебели»). Сегодня мы хотим рассказать о двух из умельцев, в мастерских которых нам удалось побывать.
Золотой человек
…Рабочее место ювелира – нечто среднее между кабинетом стоматолога и мини-кузницей. Здесь есть бормашина со сверлами разного калибра и бензиновая горелка для плавки металла. Десятки разных щеток для шлифовки, кусачки, плоскогубцы и круглогубцы, триггеры, размерники для колец (кольцемеры, пальцемеры) – всё это разложено на небольшом столе Андрея Мясникова. Лучший в Ангарске мастер по ремонту металлоизделий работает в специальных очках с сильно увеличивающими стеклами, которые больше похожи на защитную маску сталевара. Сквозь них он по нескольку часов в день смотрит на тонкие полоски и пластины желтого или белого металла, который в его умелых руках приобретает любую форму.
Андрей Мясников стал ювелирным мастером почти три десятка лет назад, начинал еще в городской мастерской, которая когда-то располагалась в 22 микрорайоне. А в салон «Премьер» в 106 квартале пришел работать двадцать лет назад и все эти годы занимается ремонтом и изготовлением ювелирных изделий.
«Не зря любую мелкую, аккуратную, требующую большой точности работу называют ювелирной, – говорит Андрей. – Благородный металл и драгоценные камни не прощают ошибок, нужно действовать предельно осторожно! У ювелиров, как и у врачей, главное правило – не навреди! А потому мы не беремся за починку тех изделий, во время ремонта которых плавка или шлифовка могут дать нежелательный эффект».
По словам мастера, очень часто клиенты обращаются с просьбой починить застежки у браслетов и сережек (или сделать новую серьгу взамен утерянной). Еще чаще – отремонтировать порвавшиеся цепочки. «Для уменьшения веса ювелирных изделий и, соответственно, удешевления товара производители нередко используют пустотелые трубки, – говорит Андрей. – Выглядят такие кольца и цепи богато, но при этом являются очень хрупкими. Быстро пронашиваются! А вот цельный металл носится долго – бывает, что 30-летняя цепочка советских времен при каждодневной носке смотрится хорошо. Конечно, от аккуратности владельца тоже многое зависит. Если цепочка сильно вытянута и проношена, я советую переплавить ее и сделать новое изделие. Ремонтировать такую смысла нет – она будет рваться в истонченных звеньях».
Изменилось ли качество нынешнего золота по сравнению с тем, что носили наши бабушки? Андрей Мясников говорит, что отечественный металл остался практически на прежнем уровне. А вот с иностранным золотом – итальянским, из Арабских Эмиратов, Турции – работать куда сложнее. Там состав сплава другой. Самая маленькая проба у американского золота – 333. По сути, это уже серебро.
Кстати, серебряные изделия в ремонт несут гораздо реже золотых. Работа по приведению в порядок таких украшений хлопотная и затратная, и в итоге реставрация может обойтись в стоимость нового изделия. Но если украшение имеет особую, нематериальную ценность для владельца – семейная реликвия, подарок от дорогого человека, воспоминание о значимом событии в жизни, – то за ценой не стоят.
«Очень часто приходится работать с обручальными кольцами, – рассказывает Андрей. – Бывает, что не угадали с размером, когда покупали в ювелирном магазине, и тогда приходится уменьшать или увеличивать. После длительного ношения кольцо может стать велико или мало: наше тело с годами меняется, пальцы толстеют или худеют, а кольцо остается прежним. Бывали случаи, когда обручалки практически врастали в фалангу. Приходилось разрезать их прямо на пальце – есть специальная нетравматичная техника. При этом ювелирное изделие не утрачивается – мы делаем незаметную вставку для увеличения размера. Если нужно немного расширить, то ювелир может растянуть кольцо и без разреза металла. С кольцами, украшенными камнями, работать, конечно, сложнее, но интереснее!»
Кстати, знаете, какой самый большой размер кольца? Мерная сетка ювелира доходит до 25 размера! Есть и такие Гулливеры в нашем городе!
На вопрос, почему у некоторых людей золото и серебро при ношении чернеют, Андрей Мясников отвечает, что причин может быть несколько – от особенности сплавов изделий до состава потовых выделений. Благородные металлы не переносят ртутьсодержащих веществ, а они нередко встречаются в кремах для рук и тела. Еще ювелиры советуют снимать украшения при походе в баню – нет, золото и серебро при таком нагревании не расплавятся и вряд ли деформируются, но ожог на теле вызвать могут!
Сам Андрей носит только серебряную цепочку с крестиком и кольцо-скрутку, которое сделал к 25-летию своей семейной жизни.
Меньше слов – больше дела!
49-летний Юрий Потеряхин – не обыкновенный мастер по ремонту обуви, он вообще не разговаривает со своими клиентами, а пишет им записки. А они – ему. Уточняют, что именно надо подшить, подклеить, закрепить на сапоге, сумке, куртке. Можно не сомневаться – мастер всё сделает в лучшем виде! Инвалид 3 группы по слуху Юрий Потеряхин по праву носит звание лучшего мастера по ремонту обуви в Ангарске. Диплом победителя муниципального конкурса теперь украшает его скромную мастерскую в 12а микрорайоне.
…Записки – не самая удобная форма интервью, а потому мы с Юрием не переписывались, а разговаривали. С помощью его супруги Натальи. Эта пара вместе уже 24 года, и отношения у них удивительно теплые, уважительные, трогательные. Наталья тоже с детства страдает заболеванием органов слуха, но она слышит и говорит. С Юрием они познакомились в Иркутске на одном из мероприятий, которое проводила областная организация глухих. Наталья оказалась той единственной женщиной, которая прекрасно поняла его без слов и даже языка жестов, которым хорошо владеет. Они слышат друг друга сердцем. И вместе держат любые удары судьбы.
«После окончания специализированной школы Юра пошел учиться на мастера по ремонту обуви в мастерскую, которая располагалась в «Галанте» на улице Чайковского, – рассказывает Наталья Потеряхина. – Работать обувщиком он начал с 1988 года. Когда в конце 90-х такие мастерские вышли из системы государственного бытового обслуживания населения, мы стали думать, как и чем зарабатывать на жизнь. Решили заниматься тем, что умеем лучше всего: Юра – ремонтом обуви, я – швейным мастерством. Организовали свое дело, стали принимать заказы в мастерской. Поначалу работали вместе. Но Юра и без меня отлично справляется – ему удается находить общий язык со всеми клиентами. Некоторые через весь город ездят специально к нему – везут в починку свои любимые туфли».
Каблуки, каблучки, каблучищи-шпильки, столбики, зауженные, расширенные к набойке, клиновидные, венские… За 33 года работы Юрий Потеряхин узнал про обувь всё. По словам мастера, туфли, кроссовки, сапоги сейчас сильно упали по качеству пошива. Подошва может отвалиться и на второй день ношения. Но при этом в последние годы люди стали реже ремонтировать обувь. Потому что среди китайского ширпотреба всегда можно найти односезонные, но дешевые варианты. В мастерскую ангарчане несут либо дорогую обувь, либо очень удобную, с которой не собираются расставаться. Женщины чаще всего забегают к мастеру в туфлях со сломанным каблуком – такие заказы Юрий старается выполнять за считаные минуты. Нередко в ремонт приносят унты, с которыми мастер любит работать.
Аккуратный, спокойный, исполнительный, улыбчивый Юрий Потеряхин искренне любит свое дело. А качество его работы говорит о нем больше, чем об иных можно сказать на словах. На одной из рабочих витрин в его мастерской можно увидеть своеобразную выставку каблуков и набоек – и в профессии обувного мастера есть своя романтика! А в свободное от работы время Юрий Потеряхин с увлечением занимается ремонтом доставшегося ему от отца «газика». Умелые руки к любому делу приложены с толком! Любимый муж, отец двух дочерей, настоящий профессионал в своем деле – беззвучный мир Юрия Потеряхина наполнен чувствами, увлечениями и планами.