Рубрика
Ангарск и Ангарчане
11 апреля – Всемирный день анимешника. Японская анимация имеет своих горячих поклонников во всем мире. Вот и решили они, что необходим один общий день, когда все фанаты аниме смогут воспеть гимн любимому искусству.
В Ангарске найти почитателей аниме – та еще задача, ведь в своих роскошных костюмах для косплея они по улицам не ходят. Но в одной из социальных сетей я давно заглядываюсь на удивительную ангарчанку под ником Алиса Весна. И ко дню анимешника вызвала ее на откровенный разговор. Девушка попросила сохранить интригу, поэтому не стала называть своего настоящего имени. Что ж, добавим в наше интервью немного магии и загадки – они ведь так часто встречаются в аниме!
– Алиса, кто вы в обычной жизни?
– У меня два высших образования: я искусствовед и историк. И вот уже 10 лет работаю преподавателем в художественной школе.
– Как появилось увлечение аниме?
– Честно говоря, я не могу сказать, что я какой-то сумасшедший человек, помешанный только на аниме. Еще я увлекаюсь коллекционированием книг с редкими иллюстрациями, историей викторианской Англии, очень много читаю, фотографирую, люблю хорошее кино. Как и многие другие почитатели японской культуры, аниме начала смотреть в подростковом возрасте. Некоторые мне понравились – это были умные и глубокие произведения, содержавшие очень много аллюзий и цитат из мировой художественной культуры. Мне нравятся необычные сюжеты и финалы, поэтому меня это увлекло. Безусловно, в аниме, как и везде, можно найти как шедевры, так и совершенно проходные вещи. Ну вот как если бы сравнивать, например, фильмы Тарковского и современные русские комедии от бывших кавээнщиков. Каждый выбирает на свой вкус.
– А какое у вас самое любимое аниме?
– До сих пор люблю аниме из своего детства – Sailor Moon. Хотя это довольно простенькое махо-седзе (жанр анимации, в котором действуют девочки-волшебницы), тем не менее зрителю оно даёт очень ценные нравственные уроки: в жизни всегда должно быть место состраданию и любви; нет ничего важнее дружбы и взаимопонимания; человек в мире не должен терять надежду, а свет всегда побеждает тьму.
Среди любимых нельзя не упомянуть бессмертные творения Хаяо Миядзаки. Они все такие разные! Очень доброе аниме «Ведьмина служба доставки» или «Рыбка Поньо на утесе». А вот «Принцесса Мононоке» и «Унесенные призраками» – уже довольно взрослое аниме, может быть, доступное пониманию не каждого, так как этим произведениям свойственно сложное соединение специфической японской мифологии и восточного мировоззрения, основанного на синтоизме. И проблемы в них поднимаются довольно серьёзные: отношения человека и природы, чувства долга и ответственности за свои действия, благодарности за сделанное тебе добро и т.д.
Особо хочу выделить аниме «Эрго Прокси». На первый взгляд, это киберпанк, но, по сути, глубокое произведение, где центральными становятся философские темы личности, сознания. Здесь очень много вербальных и визуальных цитат, связанных с мировой культурой. Например, воспроизведение картины Дж. Эверетта Милле «Офелия», отсылки к роману-антиутопии Е. Замятина «Мы» или к современной прозе (Дуглас Коупленд «Планета шампуня»). К тому же «Эрго Прокси» снабжён своеобразным эпиграфом – строками стихотворения великого гения Микеланджело Буонаротти:
Отрадно спать – отрадней камнем быть.
О, в этот век – преступный и постыдный –
Не жить, не чувствовать – удел завидный...
Прошу: молчи – не смей меня будить.
Не могу не упомянуть аниме «Триган», главный герой которого как раз таки убежденный пацифист, его жизненная позиция сближается с христианской заповедью «Не убий», и он твёрдо знает, что никто не вправе лишать другого жизни, даже если эта жизнь принадлежит злодею. Не удивительно, что в «Тригане» присутствуют христианские мотивы (автор манги Ясухиро Найто, если не ошибаюсь, принял христианство в зрелом возрасте).
И, конечно, одно из лучших, на мой взгляд, аниме – это «Девочка-волшебница Мадока Магика», довольно необычная история, в основу которой положен очень грамотный сценарий. Сначала «Мадока» напоминает обычную историю о девочках-волшебницах – махо-седзе. Помните, одно время были популярны «Винкс» или «Чародейки»? Вот их тоже можно отнести к этому жанру. Девочка получает магический артефакт от какого-нибудь магического зверька (чаще всего инопланетного происхождения) и идет сражаться за добро и справедливость, используя силу любви и дружбы. А «Мадока» поднимает очень важный вопрос: а что, если у этого инопланетного существа недобрые намерения? А если он отличается от нас прагматичностью, логикой и у него, например, нет эмоций, он делает благое дело, которое лишь только ему кажется таковым? По мере того как героини узнают правду, меняется их представление о природе волшебниц, о том, что в жизни, увы, не всегда бывает так, как в волшебных сказках. Хотя финал довольно обычен для жанра: всех спасает любовь и сострадание.
– Смотреть аниме – это одно, но переодеваться в их героев – это немножко другое. Вы взрослый человек с богатым жизненным опытом – зачем вам это?
– Довольно странно, когда задают подобные вопросы. Почему никого не смущает, когда человек увлекается вязанием или мастерит корабли в бутылках? Или же (а это случается довольно часто, увы) вообще ничем не увлекается, просто проживая жизнь бездуховно?
Я всегда любила театр, с детства мне нравилось примерять какие-то роли на себя. С четырех лет мастерила для себя костюмы любимых сказочных героев, в школьном возрасте успела походить в театральную студию «Родничок». О косплее узнала лет десять назад, и мне это показалось очень интересным занятием. Прежде всего, это творчество и большой труд, а еще ты учишься шить, мастерить необычные вещи из самых разных материалов. И это очень помогает в обычной жизни. Например, в нашей художественной школе мы проводим увлекательные квесты: в духе «Гарри
Поттера», мифологии Древней Греции, «Пиратов Карибского моря» или «Алисы в Стране Чудес», так что опыт по созданию костюмов и даже сами костюмы очень пригождаются. Я успела побывать и Красной Королевой из сказки Кэрролла, и Анной из «Холодного сердца», и даже Беллатрисой Лестрейндж.
Сейчас увлечение косплеем переросло в нечто большее. Вот уже пять лет, как мне удалось собрать свою команду-косбэнд, с которой мы готовим и проводим масштабные выступления на фестивалях. А насчет понятия «взрослости» могу сказать: это всё очень сложно и относительно. Кому-то косплей покажется детским увлечением, а мне кажется, что взрослость должна определяться поступками и духовным развитием человека. И самое главное, что косплей – это способ оставаться молодым душой. Мне мое увлечение помогло найти очень много друзей.
– Расскажите, пожалуйста, про свой самый любимый и самый сложный костюм.
– Костюм Красной Королевы из игры Alice. Madness Returns. Еще могу упомянуть образ принцессы Анны из «Холодного Сердца». А вот самым тяжелым оказался костюм Белонны (это римская богиня войны из игры). Делался он к фестивалю в Красноярске, но случился коронавирус, и к этому образу за время карантина я успела охладеть.
– Как реагируют близкие на это увлечение?
– Положительно! Часто помогают отвезти костюмы и аксессуары на фестиваль, ведь они бывают довольно громоздкими. Ну и я ведь не только косплеем увлекаюсь. Стараюсь вести культурный образ жизни – ходить в театр, музеи.
– Куда обратиться, если любишь аниме и хочешь общаться с единомышленниками?
– В сети «ВКонтакте» есть группа «Анимешники Ангарска». Правда, сейчас она немножко в заброшенном состоянии. В Иркутске часто проводятся квизы, посвященные аниме. И не только, кстати, ему, но и фильмам, комиксам и т.д.
– То есть в Иркутске это движение гораздо сильнее развито?
– Да, за 10 лет существования косплей-движения в Иркутской области его уровень сильно вырос. Очень много талантливых ребят, создающих очень сложные и затратные костюмы. Мне до них очень далеко. Например, в последнем нашем выступлении у девочек были большие крылья, которые раздвигались. А еще у одной из участниц нашего косбэнда (Aqua Moon) были светящиеся лук и платье. И в целом на то, чтобы поставить номер, тратится очень много сил, проводятся репетиции – порой подготовка занимает до полугода.