Разговоры о том, что интернет дурно влияет на неокрепшую детскую психику, бесконечны, но при этом неоднозначны по содержанию. С одной стороны, взрослые обеспокоены тем, что дети не отрываются от гаджетов, теряя драгоценное время, которое можно было использовать для достижения всяческих успехов. Кроме того, на просторах интернета можно встретить много информации, которая не только вредна для психики ребёнка, но и может быть опасной для его жизни (ситуация с сайтами, где подрастающему поколению конкретно рекомендуют, как облегчить своё эмоциональное состояние с помощью самоповреждений, продолжает оставаться актуальной). С другой стороны, всем понятно, что без компьютера сейчас не обойтись – в школах и вузах использование интернета является обязательной составляющей обучения. Есть ли «золотая середина» между «пока можно» или «уже нельзя», мы попытались разобраться с помощью медицинского психолога диспансерного отделения Ангарского филиала Иркутского областного психоневрологического диспансера Александрой Чернюк.
– Александра Анатольевна, как определить, зависим ребенок от компьютера или взрослым рано бить во все колокола?
– Для того чтобы разграничить болезненный (зависимый) или нормальный просмотр видеороликов в интернете, нужно понять, насколько легко ребенок может самостоятельно отказаться от этого просмотра (фактор воли), а также способен ли он планировать и проводить свое время за другими делами. Немаловажным является характер эмоциональных реакций в случае изоляции от интернета: спокойно ли он переключается на другие дела или у него возникает раздражение, беспокойство, злость (вплоть до аффективных вспышек) с упорным поиском способов воссоединения с объектом зависимости.
– Если по всем признакам зависимость уже сформировалась, что делать родителям?
– Чудесного алгоритма излечения нет. Важно понять, что в большинстве случаев объект зависимости заменяет не удовлетворяющие его отношения со значимыми близкими, родителями.
При любом раскладе взрослые могут объяснять ребенку, что на видеороликах, просмотрах и лайках люди зарабатывают деньги. Что, несмотря на кажущийся альтруизм видеоблогеров и их внимание чуть ли не лично к конкретному подписчику, руководствуются они меркантильными целями: заработать деньги, прославиться, создать шум вокруг своей персоны, отыграть собственные злость, зависть, тщеславие и другие внутренние негативы публично. А личность ребенка при этом используется для обслуживания этих целей.
Родителям стоит прислушаться к тому, как ребенок комментирует увиденное, поучаствовать в этих комментариях, сравнить его и ваши оценки контента. Аналогично тому, как прочитать ребенку сказку или рассказать какую-то историю, а затем обсудить некоторые морально-этические аспекты. Благодаря этому вы стимулируете критичность детей. Зачастую появившийся у них при просмотре интерес, проговоренный во время вашей беседы, теряет свой накал, а эксклюзивные материалы видеороликов на поверку оказываются вполне обыденными и не стоящими внимания.
– С чем связана тяга детей и подростков к потреблению большого количества видеороликов?
– Вы правильно сказали – потребление. Психология массового потребления предполагает позицию безвольного потребителя, чьим поведением манипулируют. Потребитель лишен способности выбирать и регулировать поток информации, на него обрушившейся, подвержен так называемому хайпу (шумихе вокруг разных тем).
Проблема виртуальной зависимости в детском возрасте особенно остра, так как механизмы волевой регуляции, сознательного определения важности информации, критики, самооценки недостаточно созрели, поэтому зависимость формируется быстрее.
– Не раз приходилось наблюдать, как родители маленьких детей дают им телефоны, например, в ожидании приёма специалиста и показывают, как ими пользоваться, чтобы картинки передвигались. Детям интересно, родителям удобно – можно заняться собой. Кажется, ничего особенного не происходит…
– В дошкольном возрасте мышление и интеллект формируются через предметную деятельность и общение, а при просмотре развлекательного материала сам ребенок не затрачивает усилий, не думает, не отыскивает новые способы выхода из разных ситуаций. Важно, чтоб родители понимали, чего лишаются их дети, если взрослые не готовы посвящать себя общению и совместной игре с ними.
– Так в чем «корень зла»? Какие негативные последствия влечет за собой неограниченный контакт ребенка с интернетом?
– Незаметно уходит время, когда активно формируется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и тогда их место может занять так называемое клиповое мышление (клиповое восприятие). Иными словами, ребенок воспринимает информацию, но не перерабатывает ее.
Несмотря на возможные положительные следствия «клипового восприятия» (ускорение реакций, быстрое переключение с одной информации на другую, адаптация к смене технологий), у него очень много негативных последствий. Обозначу лишь несколько.
Во-первых, это дефицит языкового общения. Словарный запас пополняется благодаря живому общению и чтению, а «мышление картинками» не позволяет детям учиться формулировать свои мысли, искать аргументы.
Во-вторых, снижение способности к запоминанию и интеллектуальной выносливости. Педагоги, работающие с разными поколениями детей, сейчас наблюдают поколение с особыми трудностями в обучении. В условиях меняющейся картинки и всегда свежего материала (часто «высосанного из пальца») мозг учится утилизировать устаревающую информацию. Объем кратковременной памяти растет, а объем долговременной памяти, необходимой для развития личности, наоборот, значительно уменьшается. Утрачивается способность накапливать и запоминать опыт, различать существенное и второстепенное, снижается способность эффективно планировать мыслительную деятельность, нести ответственность за свои поступки, критически относиться к полученной информации. Ребенок быстро утомляется от учебной нагрузки. В масштабах поколения и будущего страны это последствия весьма неутешительные.
В-третьих, идет отрыв от реальности и непереносимость ограничений. Ребенок перестает замечать и усваивать реальные ограничения взрослого мира, может фантазировать о собственном или чьем-то всемогуществе. Нарастает разрыв между желаемым (навязанным) и реально осуществимым. А столкновение с реальным миром, его ограничениями становится болезненным, нарушает адаптацию.
Так, например, отсутствие материальных возможностей у родителей (купить дорогую вещь, поехать в путешествие за границу) вначале удивляет ребенка, а затем вызывает раздражение и гнев. Неосуществление задуманного воспринимается как катастрофа. А отсутствие ожидаемого интереса к своей личности в реальной жизни может приводить к депрессивным переживаниям и суицидальным мыслям либо к чрезмерной настойчивости в желании осуществить мечты и к враждебности.
– Александра Анатольевна, а что происходит со сферой чувств у детей, проводящих много времени за компьютером?
– Реальная жизнь подменяется виртуальной, границы между ними стираются. Виртуальная дружба или любовь воспринимаются всерьез, всерьез переживаются разрывы отношений «героев» в сети и их «выпады» в адрес друг друга. Средства восстановления этих отношений такие же причудливые, как и само общение. Так, «узнать», что о тебе якобы «думают», можно просто посчитав «лайки». Выставив статус или сделав перепост с глубокомысленной цитатой, можно быть «в теме» без работы собственной мысли, подключения личных чувств, безо всяких усилий – одним движением руки.
Поведение персонажей в сети тоже оценивается лайками, без обозначения оттенков и нюансов личного отношения. Комментарии пользователей зачастую полярны по содержанию и безграмотны по форме изложения, при этом чем больше лайков и подписчиков, тем выше популярность персонажа, его виртуальный статус. Дети воспринимают такое поведение как пример для подражания. Теряется разница между понятиями «казаться» в виртуальном мире и «быть» на самом деле. «Казаться» воспринимается как норма общения в сети и переходит на отношения вне её.
– Многие родители отмечают: чем больше ребёнок сидит за компьютером или в смартфоне, тем более эмоционально нестабильным он становится.
– Это на самом деле так. Спектр эмоций сужается, активизируются примитивные реакции. Например, подросток на понравившийся в интернете эпизод реагирует, словно трехлетний ребенок: может вскочить, запрыгать «от восторга». При этом сложные чувства (сочувствие, соучастие) практически не развиваются. По сути, не развивается эмоциональный интеллект: дети не могут научиться сопереживать, в интернете же герои не особо сострадают – там каждый сам за себя. Формируется новая система моральных и эмоциональных эталонов, где нет места высшим чувствам – настоящей любви, дружбе, осознанному терпению.
Как правило, в сети напоказ выставляются крайние варианты нормы и патология. Нормальностью никого не удивишь. Обыденная жизнь с отсутствием ярких аффективных проявлений кажется неинтересной, пресной, не вызывает отклика у потребителей интернет-контента.
Опираясь в воспитании на интернет, мы можем получить личность, сотканную из противоречивых моделей и образцов, заданных героями роликов, наделенную патологическими чертами. Личность без стержня, форму без содержания. А отстраненность родителей от регуляции этого процесса приводит к тому, что их авторитет постепенно растворяется и меркнет в сравнении с виртуальными персонажами.
Родители, как бы это банально ни звучало, являются примером для подражания. Ругать и наказывать ребенка за стремление к интернету бесполезно, если вы сами сидите в сети. Хотите избавить детей от виртуальной зависимости – начните с себя! Праздное интернет-времяпрепровождение замените на семейный отдых и общение. Слова подкрепите действиями. Станьте эталоном для ребенка. Пусть семейная жизнь заполнится интересными занятиями и пусть ребенок чувствует себя нужным в семье, а не в интернете!
Беседовала Татьяна Бичевина