Выставка одной картины – такой формат позволяет рассказать не только об одном полотне художника, но и проследить особенности его творческого пути. Этот прием заведующая выставочным залом Ангарского городского музея Ольга Новокрещенных использует нередко. Вот и накануне 60-летия первого полета человека в космос она провела выставку картины Николая Бабасюка «Портрет Юрия Гагарина».
По правде говоря, эта масштабная по размерам (118х164 см) работа больше напоминает портрет Северной столицы, а не легендарного советского космонавта. Юрий Гагарин стоит на фоне памятника Петру Первому. С тем же успехом позади него мог быть и ангарский шпиль. Потому что никакого отношения Юрий Алексеевич к Ленинграду не имел. Он был почетным жителем многих городов нашей страны: Севастополя, Калуги, Люберцев, Саратова, Тюмени, Оренбурга. А вот Ленинград, где он, несомненно, бывал, на самом деле особого значения в его жизни не имел.
Зато в судьбе сибиряка Николая Бабасюка город на Неве определил многое. В 1929 году он поступил в подготовительные классы художественно-педагогического техникума в Иркутске. В 1930-м был принят в техникум, который окончил в 1935 году. В том же году был принят в Иркутское отделение Союза художников. В 1936-1938 годах проходил срочную военную службу в Забайкальском военном округе и в Монголии. Военную форму художнику пришлось носить несколько лет. Хотя он всегда знал, что будет профессионально заниматься живописью, и делал всё возможное для этого. В августе 1938 года демобилизовался и поступил в подготовительные классы при ВАХ в Ленинграде. В том же году женился на будущей однокурснице Вере Шестаковой. В 1939 году у них родился сын Николай, который впоследствии также окончил ЛИЖСА имени И. Е. Репина и стал, как и родители, живописцем. В 1939-м Николай Лукич был зачислен на первый курс живописного факультета ЛИЖСА. Осенью того же года вновь был призван в Красную Армию, участвовал в войне с белофиннами, был ранен. После демобилизации вернулся к учёбе в институте. В октябре 1941 года снова был мобилизован, службу проходил рядовым в 14-м запасном полку связи Ленинградского фронта. Участвовал в выставках работ художников Ленинградского фронта. Награждён медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». После войны вернулся к учёбе и в 1949 году окончил институт на базе мастерской профессора Р.Р. Френца с присвоением квалификации художника живописи. После окончания учёбы Н. Бабасюк в 1949-1951 годах продолжил работу в творческой мастерской Академии художеств под руководством А.М. Герасимова. Одновременно в 1949-1950 преподавал в Ленинградской СХШ, а с 1951-го – в ЛИЖСА имени Репина. В 1949 году был принят в члены Ленинградского союза советских художников. Участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Работал преимущественно в жанре историко-революционной и жанровой картины, а также портрета и пейзажа.
Николай Бабасюк всю оставшуюся жизнь жил и работал в Ленинграде, прославляя в своем творчестве город на Неве и его героев. И потому желание написать портрет Гагарина спустя четыре года после его полета в космос кажется закономерным: светом славы первого космонавта планеты освещен и любимый город художника.
Уже в 1969 году картина поступила в Ангарск – Московский художественный фонд передал ее в дар Ангарскому городскому музею. Представляя ее в рамках выставки одной картины, Ольга Новокрещенных рассказала посетителям и о других «космических» живописных работах советских и российских художников, а также о том, как события 12 апреля 1961 года повлияли на жизнь людей в нашей стране, в частности, как это отразилось на дизайне одежды.
Дарья Тихонова