В любом кризисе есть положительный момент. Самый убедительный пример – средневековая чума как прародительница великой эпохи Возрождения. Благодаря пандемии коронавируса ангарская культура обогатилась – с ослаблением ограничительных мер мы с каждым днем убеждаемся в этом всё больше. Новые идеи, новые фестивали, новые премьеры выходят на ангарские сцены – к радости и удовольствию зрителей.
Участники театрального объединения «Родничок» Дворца творчества детей и молодежи подготовили три новых спектакля. Театр-студия – «Детвору» по рассказам Антона Чехова, взрослая «13-я студия» – «Как медведь делал предложение за 20 минут до звонка» по водевилям братьев Чеховых, а молодежная студия – «Женитьбу» по одноименной пьесе Николая Гоголя. Эту постановку ребята показали в минувшее воскресенье, 18 апреля, впервые для широкой публики.
Скажу сразу – для меня это культурное событие сезона, хотя он только начался. Здесь было всё в самых лучших традициях «Родничка»: качественная музыка, хороший вокал, работа в команде, актерский профессионализм и многочисленные находки, которые как нельзя лучше помогали передавать гоголевскую стилистику.
«Летающие» в рассуждениях Подколесина фраки, «перебегающая» с одного конца сцены на другой дверь, непременная «тройка». Символическое окно, с которого начинается и которым закачивается действие. Оно же по ходу пьесы помогает оживлять мысли героев, становясь неким транслирующим экраном. О символике окна вообще можно говорить бесконечно. Как и о том, что обозначает яблоко, которое появляется незадолго до финала, когда кажется, что брачный союз Подколесина (Николай Гришняков) и Агафьи Тихоновны (Ангелина Барахтенко) вот-вот будет заключен.
Режиссерские находки говорят о серьезности поднятых в комедии тем. Ведь за смехом Гоголя всегда стоят слезы. И здесь только на первый, поверхностный взгляд – развлекательная история о том, как жених сбежал из-под венца, ан нет! Она – о хрупкости отношений между мужчиной и женщиной, о тотальном одиночестве всех персонажей, о потребности в близости, которая есть у каждого человека, и о том, как грубы и нелепы способы удовлетворения этой потребности, какие искажения они имеют.
И кто-то еще будет сомневаться, что эта пьеса о сегодняшнем дне?
Если да – нужно просто посмотреть, как освоили этот трудный материал ребята. Трудный – потому что это язык и реалии XIX века, а актеры – обычные учащиеся 10 и 11 классов. Им для этого потребовалось проделать огромную работу. И результат стоил затраченных усилий, потому что сейчас, оставаясь вполне современными подростками (костюмы и реквизит позволяют), они купаются в материале, оживили слова Гоголя, усвоили этот урок – сначала сами, а теперь могут поделиться им со зрителями.
– Работа над спектаклем шла год в условиях фантасмагории, совсем по Гоголю, – говорит режиссер театра, заслуженный работник культуры РФ Тагир Хамитов, – разбирали пьесу на дистанте, репетировали в Zoom-конференциях, во дворе возле моего дома, хотели даже аудиоверсию выпустить, когда было непонятно, выйдем из карантина или нет… Ребятам стало интересно, потому что мы нашли массу отсылок к действительности: сегодня так же актуально соотношение денег и любви, неравные браки, кочкаревство процветает как навязчивый менеджмент. «Женитьба» прежде всего о драматичных судьбах несчастных людей, которые хотят жить лучше, но пытаются достичь этого через материальное, а не с помощью любви. О любви в пьесе под названием «Женитьба» вообще никто не говорит – это показатель. Ребята примеряли это на себя, им было интересно, чем живет тот или иной герой. Для них это школа жизни, они получают подсказки, как выстраивать свою судьбу. Работали над спектаклем легко, вгрызались в тексты, преодолевали монологи, чтобы говорить их со сцены как свои, внятно и понятно для зрителей. К классике мы с ними приближались постепенно. В репертуаре этой студии спектакли «Дикий», «Завтра была война», «Слуга двух господ» – все они были ступеньками к Гоголю. Ступенькой к чему станет «Женитьба» – посмотрим.