Вся наша жизнь состоит из поставленных целей и их достижения. Есть те, которые быстро вычёркиваются из списка, есть такие, что требуют массы усилий и терпения. Но практически каждая рано или поздно исчезает и добавляется совершенно другая – новая цель. А как быть, если намеченное десятилетиями не воплощается в реальность? Привлекать внимание общественности…
Знакомьтесь – Татьяна Савостьянова, 39 лет, инвалид-колясочник. Таких, как Таня, в Ангарске десятки. У каждого своя тяжёлая судьба. У людей с ограниченными возможностями здоровья есть удивительная черта – терпение. Но наша героиня устала молчать и бороться один на один со своей проблемой, ей захотелось кричать от боли и равнодушия.
Практически полжизни Татьяна не может самостоятельно ходить. Всему виной сильное нервное потрясение, которое она перенесла ещё в юности. Родители конфликтовали, дело дошло до развода. В суде ангарчанка уверенно заявила, что хочет остаться с отцом. Тогда и начались большие проблемы с ногами.
– Я могла вставать, стоять, а вот сделать шаг было настоящим подвигом, – вспоминает Татьяна. – Со временем мне и это перестало удаваться, ноги совсем отказали. Пришлось пересесть в коляску…
Потом был раздел имущества, переезд. Тане с папой досталась однокомнатная квартира на… девятом этаже. Тогда девушка еще не думала, что жизнь в высотке обернется для неё заточением.
Шло время, болезнь прогрессировала, да и с отцом стали портится отношения. Мужчина нередко заливал горе спиртным, зачастую на Танино пособие. Начались ссоры, обиды, скандалы. В конечном итоге добросердечный папа, жизнь с которым выбрала Татьяна, в одночасье собрался и ушёл, оставив беззащитную дочь одну. И она осталась без помощи. Спуститься вниз очень проблематично, да и лифт постоянно неисправен. Таня невольно стала заложницей собственной квартиры.
– С папой я не общаюсь, к сожалению, хотя проблему с квартирой надо решить, – продолжает ангарчанка. – Мне с годами становится хуже. Естественно, нужно жилье на первом или втором этаже. Но никак не на девятом! А отец на контакт не идёт.
У Тани дома чисто и убрано – она признаётся, что всё делает по мере возможности: где-то на коленях, где-то ползком. Вообще по хозяйству ангарчанке помогает соцработник из комплексного центра «Веста», но выйти за пределы квартиры без помощи волонтеров или друзей Татьяна не может.
– Мне кажется, я уже обращалась куда только можно: меня знает, по-моему, весь город, – плачет Таня. – Но помочь мне, увы, никто не может. Без отцовского присутствия я юридически не могу поменять жильё, а постоянно просить кого-то помочь выйти на улицу уже устала. Ведь это не один год продолжается – скоро 10 лет будет…
Не регулярную неисправность лифта в доме-«пластине» 11 микрорайона жалуются и соседи ангарчанки. Молодая мамочка Вера каждый день спускается и поднимается с малышами на седьмой этаж. Причём одного из сыновей ей приходится нести на руках.
– Лифт ломается стабильно раза два на неделе. Неудобно на седьмой этаж ходить с ребятишками. У меня ребёнок с ДЦП, он сам ходит плохо, это очень тяжело, – говорит она.
Заслышав наш разговор, открывают свои двери и другие соседи. Например, Евдокия Васильевна тоже живёт на седьмом этаже. В пожилом возрасте подниматься и спускаться очень тяжело, однако приходится это делать, ведь лифт не работает.
– В рабочие дни ещё более-менее быстро сделают что-то, а если в пятницу лифт сломается, то в выходные точно сидим дома, – сокрушается Евдокия Васильевна. – В этот выходной в прямом смысле слова ползла домой – я сердечница и хожу с огромным трудом.
Дом №7 в 11 микрорайоне обслуживает ЖЭУ-6. По словам руководителя управляющей компании, лифт регулярно обследуют. А частые выходы из строя подъемника – это результат хулиганства местных вандалов.
– Раз в 12 месяцев проходит техническое освидетельствование подъёмника: приезжает инспектор, проверяет все приборы, чтобы перемещение на лифте было безопасным, – говорит Николай Нестеренко, электромеханик по лифту
ЖЭУ-6. – А ломается, потому что, умышленно удерживая, заклинивают двери, выводят из строя панели, плафоны осветительные. Такие люди: не своё – не жалко.
• • •
Если Татьяна Савостьянова страдает из-за частых поломок подъёмника и поэтому не может позволить себе самостоятельно выйти на улицу, то у ангарчанки Веры Пермяковой лифт в доме 12а микрорайона работает исправно. Проблема в другом – в отсутствии пандуса на первом этаже и на выходе из подъезда.
Вере 65 лет, она живёт совершенно одна. Почти 10 лет назад овдовела. Супруг сильно болел, приходилось за ним ухаживать, помогать перемещаться по квартире. После смерти близкого человека Вера в буквальном смысле обессилела и пересела в коляску. Несмотря ни на что, пенсионерка легко управляет электрическим креслом. Но на улицу спустить его своими силами не может. На подмогу приходят волонтеры или друзья. Например молодая иркутянка Надежда, которая часто навещает подругу.
– Нормальная у меня подруга, хорошая, иногда бывает и вредная. Да мы обе хороши: уже притёрлись друг к другу за три года дружбы, – смеётся Надя. – Я помогаю ей во всём: погулять сходить, спустить электроколяску, поднять. Это очень тяжело на самом деле, ведь только один аккумулятор весит почти 80 килограммов. А она одна не сможет никак. Так бы пересела и поехала, но по ступенькам невозможно. Я спускаю, и мы можем вот так выйти и часами колесить. Вера при этом такая счастливая!
О ее проблеме, говорит Вера, прекрасно знают сотрудники мэрии, многие депутаты, фамилии которых она по этическим соображениям не хочет называть, работники управляющей компании. Все разводят руками, а жизнь от этого легче не становится.
– Я не могу одна выйти из дома. Если бы был пандус, я бы без проблем выходила из дома, никого ни о чем не прося, – плачет Вера. – Всюду, куда могла и куда не могла, обращалась – и всюду получила от ворот поворот. Я даже говорила, что мне нужны только работники, я сама материалы куплю: и цемент, и доски – только сделайте!
Вера живёт на восьмом этаже в 12а микрорайоне. Её дом, по стечению обстоятельств, тоже обслуживает УК «ЖЭУ-6». Жилищники утверждают, что в этом году запланированы работы по строительству пандуса при входе в подъезд. Но обещанного, как говорится, три года ждут... Так считает ни во что уже не верящая Вера Пермякова…
• • •
В Ангарске с 2017 года работает комиссия по обследованию жилья инвалидов. За это время специалисты побывали более чем по 30 адресам ангарчан. И по многим уже вынесли решения. Процедура небыстрая. Не всегда получается с одного визита вынести вердикт. Подчас к обсуждению привлекаются и специалисты управляющих компаний. А вот с Вериным обращением комиссия уже отработала. Увы, положительное решение вынесено частично.
– Экономическую целесообразность переустройства или реконструкции подъезда может подтвердить только уполномоченный орган – Министерство ЖКХ Приангарья, – рассказывает Татьяна Барковец, начальник управления социальной защиты населения администрации АГО. – За нами остаётся решение технически возможное – обустройство пандуса с крыльца подъезда. Работы начнутся в мае.
Насколько долго растянется вопрос согласования, сейчас сказать очень сложно. За два года по программе «Доступная среда» построили 9 пандусов, в этом запланированы работы по 11 обращениям.
Вот так заложниками ситуации становятся маломобильные люди. Их в Ангарске много. И каждый старается улучшить инфраструктуру своего жилья. Пожалуй, это нормальное желание для здравомыслящего человека. Ведь ограничением в данном случае является совсем не физический недуг. Препоном становится ужасное стечение обстоятельств, решить которое в одиночку колясочники, увы, не могут.
Мария Константинова