Перед майскими праздниками в администрации прошло координационное заседание по вопросам обучения детей с особенностями здоровья. Так сейчас называют малышей и взрослых, страдающих различными патологиями опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, нервной систем, органов слуха и зрения, а также расстройствами умственной деятельности.Особенной была не только тема, но и формат этого мероприятия, на котором присутствовали не только представители управления образования, дошкольных и школьных образовательных учреждений, специалисты медико-педагогической комиссии, но и родители детей-инвалидов.
Им было о чем рассказать чиновникам: о проблеме позднего установления инвалидности у ребенка и упущенных из-за этого сроках реабилитации и определения необходимости спецобучения, о трудностях записи таких ребятишек в специализированные классы и образовательные учреждения – как общего профиля, так и коррекционные. Семьи ангарчан, где растут здоровые дети, даже не представляют себе масштабов проблемы. В настоящее время детские сады Ангарского округа посещают 677 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и 133 ребенка с инвалидностью. А в школах числятся 675 учеников с особенностями здоровья и 306 инвалидов. К сожалению, на заседании не прозвучало данных о том, сколько ребятишек из этого числа реально находится на домашнем обучении. А ведь именно этот факт является одним из самых проблемных в образовании нездоровых детей. При таком формате обучения ребенок редко покидает свою квартиру – учителя приходят к нему на дом несколько раз в неделю, проводя занятия неполного учебного дня. Случаев, когда находившиеся на домашнем обучении школьники успешно сдавали выпускные экзамены и поступали в средние профессиональные и высшие учебные заведения, крайне мало. Такой ребенок, по сути, «выключен» из общества сверстников да и вообще редко общается с людьми не из своей семьи, он не мотивирован на жизненные успехи.
Не зря в последнее время стали всё больше говорить о необходимости инклюзии юных инвалидов – формально им предоставлено право на получение образования в школе по месту жительства. Формально, потому что на деле в ближайшем от дома образовательном учреждении может не оказаться пандуса, а узкие дверные проемы в кабинетах, столовой или туалетах могут быть более узкими, чем нужно, чтобы проехать инвалидной коляске. Если в начальной школе родители пытаются как-то организовать пребывание своего ребенка в обычном классе, среди здоровых ровесников, то в последующие годы делать это становится всё сложнее (элементарно – некому поднимать по лестницам тяжелую инвалидную коляску), и тогда
семья соглашается на упрощенный, но бесперспективный формат домашнего обучения. При этом все «домашние ученики» числятся прикрепленными к своим школам и пополняют видимую благополучную статистику образовательного процесса в муниципалитете. Тем временем домашнее обучение было и остается главной «страшилкой» всех родителей детей-инвалидов. Как сказала одна мама: «Хорошо о нем могут говорить только в тех семьях, где не любят своего ребенка и не желают ему стать развитым и самостоятельным во взрослой жизни. А также тот, кто понятия не имеет, что такое домашнее обучение, потому что его «особенный» ребенок учится в школе».
Частично исправить ситуацию в лучшую сторону Ангарску помогло переформатирование двух коррекционных школ областного подчинения, которые давно уже функционируют на территории нашего города, но в последние годы получили возможность набора значительно большего числа учащихся. Вот как о развитии коррекционного образования в стенах своего учреждения рассказала на «круглом столе» директор коррекционной школы №1 Марина Малофеева: «Мы являемся государственным образовательным учреждением. И помимо того что обучаем детей, проживающих в Ангарском округе, принимаем детей-сирот со всей области. И ущемлять права ни одной из категорий учащихся недопустимо. Еще четыре года назад наша школа была только интернатным учреждением, но с 2017 года мы поменяли юридический адрес, расширили площади, что дало возможности развиваться – как количественно, так и по разнообразию образовательных программ. К примеру, если в 2017 году у нас было 92 человека, то сегодня у нас 203 ученика, 88 из которых имеют инвалидность. В 2018 году мы открыли классы для детей с умеренными и тяжелыми степенями отставания в развитии – 12 классов по пять детей в каждом. И это можно назвать настоящим прорывом в ангарском образовании, потому что раньше ничего подобного и представить себе было нельзя ни в коррекционной, ни в обычной школе. Однако надо понимать, что наши возможности не безграничны и что мы не в состоянии принять всех детей, нуждающихся в особом образовании. При этом существует высокий запрос на места как со стороны ангарчан, так и со стороны приютов, центров реабилитации несовершеннолетних, детских домов. Только ведь не можем мы открывать каждый год по 5-6 новых классов – не хватит ни учебных площадей, ни специалистов! Поэтому нередко возникает дилемма: кого принять в первый класс – ребенка-сироту или домашнего ребенка с особенностями развития. Сложный выбор. При этом у воспитанников сиротских учреждений наша коррекционная школа – действительно единственный шанс получить образование. Отсюда – обиды родителей детей-инвалидов из-за отказа в приеме в школу. В настоящее время мы уже практически укомплектовали первые классы по всем имеющимся образовательным программам. А заявления продолжают поступать».
Собственно говоря, Марина Николаевна обозначила главную проблему – детей с особенностями здоровья в Ангарске гораздо больше, чем имеющихся в образовательных учреждениях возможностей для их обучения. В новом учебном году выпускниками детских садов станут 111 «особенных» ребятишек. По предварительным данным, 89 из них будут определены в общеобразовательные организации, а 22 первоклассника пойдут в коррекционные школы №1 и №2. Приказы о зачислении еще не подписаны, а значит, по ходу дела могут возникнуть разные нюансы, как это было в предыдущие годы.
Проводившая заседание круглого стола заместитель мэра Марина Сасина определила главную задачу ближайшего времени – выработать эффективную схему взаимодействия всех участников образовательного процесса для детей с особенностями здоровья. У их родителей должно быть четкое представление о формах обучения и распределении детей по учреждениям Ангарска. Впрочем, как и у чиновников от образования...