Народный театр «Чудак» Дворца культуры «Нефтехимик» продолжает приятно удивлять. Во время хлопотных праздничных каникул «чудаки» нашли возможность показать своим постоянным зрителям новую версию спектакля «Ромео и Джульетта». 8 мая режиссер Александр Говорин пригласил избранную публику в святая святых – подвал «Нефтехимика», – попутно проведя небольшую экскурсию.
Импровизированный зрительный зал был устроен под самой сценой ДК. На его «потолке» виден был поворотный круг – остатки приспособления, благодаря которому когда-то на сцене дворца можно было быстро менять декорации, выстраивать динамические мизансцены и еще много чего делать. Впечатления вполне постапокалиптические – но такова была задумка этой постановки и в ее надземной версии, если кто видел. Отсюда и наказ персонажей великой трагедии Шекспира – умерить гордыню, жить в любви и прощении, не дожидаясь катастрофы, чтобы принять друг друга и помириться.
Чтобы донести его до публики, понадобилось гораздо меньше времени, чем рассчитывал сам Уильям Шекспир. Помните: «…на два часа составят существо разыгрываемой пред вами были»? Текст пьесы подвергся впечатляющему сокращению, количество действующих лиц уменьшилось с трех десятков до шести главных (Ромео – Антон Бочкарёв, Джульетта – Арина Давыдова, брат Лоренцо – Владимир Путято, Капулетти – Николай Щербаков, леди Капулетти – Ирина Калугина) и двух второстепенных героев. Однако и приглашены на спектакль были те, кто с пьесой знаком не понаслышке. И кто понял, что аудиозапись уличной перепалки между Меркуцио и Тибальтом, сопровождавшаяся топотом сверху и закончившаяся смертельной дуэлью, была интересным режиссерским ходом.
Единственное «но» – под сокращение попали и те площадные словечки и «низкие» выходки части персонажей, которые в оригинальном сюжете давали зрителям возможность посмеяться, отвлечься от перипетий судьбы главных героев и частично выпустить напряжение. На сцене была «чистая» трагедия, которая, даже будучи блестяще и чистосердечно сыгранной актерами, оставила после себя болезненные ощущения.
Может, стоило оставить Наталье Андриенко, исполняющей роль кормилицы, чуть больше текста – и она стала бы своеобразным «клапаном» для выхода накапливающихся зрительских эмоций? А заодно – гарантом истинности происходящего, ведь на планете нет «чистых» трагедий, всегда имеется оборотная сторона медали. И великий Шекспир знал это как никто.
Последним спектаклем театра «Чудак» в сезоне 2020/2021 станет премьерный «Лес», который будет показан 23 мая, в 17 часов.
Оксана Глебова