Фраза «игра в танки» наверняка у многих вызовет болевой спазм. Сколько представителей сильной половины человечества пропадает в компьютерной реальности, участвуя в виртуальных танковых сражениях! Их учеба катится под откос, семейные отношения рушатся, а дети, у кого они есть, растут без отцов. Но это не про нашего героя. Семья Михаила Маркова гордится его увлечением. Миша делает танки и другую технику военных лет из… бумаги.
Увидев их, оторваться сложно. Хочется рассматривать эти маленькие (в масштабе 1:48) танки и автомобили бесконечно, потому что они максимально точно воспроизводят свои реальные прототипы. Одна только прикрепленная к корпусу немецкого пехотного автомобиля саперная лопата чего стоит – при его собственной длине в 7,5 сантиметра! Башни танков вращаются, орудия поднимаются и опускаются, люки и ящики открываются. Правдоподобия бумажному сражению добавляют фигурки солдат с оружием в руках, которые бегут в атаку, теряют на бегу равновесие или выглядывают из башни танка.
Технические детали интереснее разглядывать самостоятельно. Поражает тщательность, с которой составлены описания представленных моделей. Немецкое название танка, вплоть до последней цифры, тут же – его советское обозначение.
Изначально всё указывает на то, что автор – взрослый и чрезвычайно увлеченный военной техникой человек. Каково же было мое удивление, когда выяснилось, что Миша учится в 11 классе школы №12! Его обращение к бумагопластике отнюдь не случайно – за плечами кружки по моделированию и отделение декоративно-прикладного искусства Ангарской художественной школы №1. Его дипломной работой стала объемная панорама Нью-Йорка с домами, улицами и вечерней подсветкой.
Но увлечение военной техникой – давнее и очень серьезное. Миша – постоянный посетитель военно-технических форумов. Сведения о специфике советских и немецких автомобилей и танков он черпает в интернете. Его коллеги по поиску подобной информации занимаются, как правило, моделированием и изготовлением военных панорам из пластика. Мишины модели отличаются не только материалом, но и своей белоснежностью. На них ни грамма краски.
– Прежде всего изучаю модель, которую хочу создать, нахожу чертежи, переношу их в программу по 3D-моделированию, обрабатываю. Приходится идти на упрощение и обобщение – не все детали можно воспроизвести с помощью бумажной пластики и в столь мелком, предназначенном для моделей поездов масштабе. Большая часть работы по созданию реального чертежа с местами для разрезов и склейки ведется на компьютере. Затем вывожу готовые шаблоны на обычный лист бумаги, с помощью тонкой иглы переношу на акварельную бумагу или переплетный картон, соединяю точки, – рассказывая о последовательности действий, Миша водит в воздухе тонкими длинными пальцами. Кстати, он часто использует скальпель: ничем другим таких аккуратных и точных разрезов не сделать. Работа тонкая и долгая – на создание одной модели, которая легко помещается на ладони, уходит 2-3 недели.
Изучение военной техники сказалось на отношении Миши к военным фильмам. Он невольно находит ошибки, сразу замечает халтуру. Видит, где из старого советского танка с помощью картонок соорудили фашистскую машину. Юноша даже вывел закономерность: чем лучше сюжет кинокартины, тем безалабернее показана техника. Современные фильмы меньше этим грешат – 3D-технологии позволяют добиваться эффекта настоящих «тигров» и «пантер».
Профессию Михаил Марков будет выбирать в сфере дизайна компьютерных игр, а бумагопластику видит своим хобби и в будущем. На ближайшее время у него обширные планы.
– Вы, наверное, заметили, что я перфекционист, – улыбается Миша. – Когда пару месяцев назад занялся созданием танков, написал себе список, что бы я хотел сделать из бумаги, – вышло около ста моделей. Там трамваи, военные и гражданские мотоциклы, легковые автомобили и грузовики тех лет. Кстати, немецкий грузовик полностью готов на компьютере – осталось перенести его на бумагу.