Мошенники семимильными шагами движутся по своему криминальному пути, придумывая схемы, чтобы обманным путем завладеть накопленными сбережениями доверчивых людей. Количество пострадавших от их злодеяний в Ангарске, как и по всей России, не уменьшается. В минувший понедельник для представителей СМИ Ангарска была организована пресс-конференция, цель которой – донести до населения информацию о возможных способах обмана со стороны злоумышленников. Чтобы, вооружившись знаниями, люди стали максимально осторожными и не реагировали на уловки мошенников. О ситуации, сложившейся в Ангарском округе, журналистам рассказали заместитель начальника ОУР УМВД России по АГО Максим Фомин и заместитель начальника СО-2 СУ УМВД по АГО Елена Казакова.
Статистика и виды преступлений
С начала текущего года на территории АГО было возбужденно 296 уголовных дел, связанных с хищением денежных средств граждан с использованием интернета, сотовой связи и банковских карт. Размер ущерба, причиненного населению данным преступным способом, составляет около 40 млн рублей. Один из методов совершения преступления – использование различных программ, связанных с подменой телефонного номера. Вводя в заблуждение жертвы, мошенники часто добиваются перевода денежных средств.
Следующий способ – покупка и продажа через интернет. По словам сотрудников полиции, данный вид опасен тем, что товар зачастую не поступает к заказчикам либо приходит, но ненадлежащего качества или не соответствующий заказанному. Чтобы избежать подобного, необходимо использовать только проверенные сайты, попробовать найти информацию и отзывы о том или ином интернет-магазине.
«При покупке вещей в интернете по объявлению не стоит переводить заранее деньги за товар, пока вы его не получите и не убедитесь, что с ним всё в порядке. Если вы продаете что-то, то ни в коем случае не стоит сообщайте лжепокупателям полные реквизиты банковских карт, а также пароли из смс-сообщений, которые приходят на мобильный телефон», – предупреждают полицейские.
Продвинутые средства
В настоящее время преступники часто используют IP-телефонию, а также абонентские номера сотовых телефонов и банковские карты, зарегистрированные на третьих лиц, находящихся за пределами Иркутской области. В связи с этим сотрудники УМВД вынуждены выезжать в различные регионы России.
К примеру, не так давно во время служебной командировки в Новосибирск была задержана группа лиц, которые подозреваются в совершении свыше 300 преступлений по всей России. При этом четверо потерпевших являются жителями Ангарска. Оказывается, злоумышленники создали сайт по продаже шин и дисков для автомашин. Потерпевшие заказывали через этот портал товар, но в итоге он не приходил.
Еще один пример: в прошлом году ангарчанин решил приобрести автомобиль из США. Объявление он нашел на сайте drom.ru, техника его устраивала, поэтому мужчина перечислил продавцу около 700 тысяч рублей. Но, как только деньги упали на счет, тот перестал выходить на связь. В мае этого года ангарские полицейские задержали подозреваемого в Москве. В ходе следственных действий лжеавтопродавец признался в совершении преступления и возместил причиненный ущерб потерпевшему в полном объеме.
Обманутых всё больше и больше
К сожалению, заявлений о мошеннических действиях в отношении ангарчан не становится меньше, напротив – их число увеличивается. Если несколько лет назад на удочку преступников попадались в основном пенсионеры, то теперь возраст не имеет значения – жертвами становятся и молодые, и пожилые люди.
Самое интересное, что во время беседы с потерпевшими гражданами сотрудники полиции отметили, что почти все они знали либо слышали от кого-то о подобных способах обмана. Но каждый надеялся, что участь быть обманутым обойдет его стороной.
Более 90% процентов попыток совершения мошенничества связаны с методами психологического воздействия и фишинга (сайты-уловки, ссылки-уловки). При этом цель мошенников является неизменной: получение информации о клиенте с целью вывода его денежных средств. Нередко аферисты меняют тактику для усыпления бдительности потенциальной жертвы.
В ходе брифинга выступавшие подчеркнули: сотрудники банка никогда не обзванивают своих клиентов с просьбой сообщить персональные данные и реквизиты карты. Они также не просят назвать одноразовый пароль, для того чтобы подтвердить или отменить какую-то операцию. Сотрудники банка не сообщают, что карта клиента заблокирована. Кроме того, банк не проводит платных опросов по качеству предоставляемых услуг.
Это подтвердила приглашенная на пресс-конференцию Александра Устиненко, директор операционного офиса «Ангарский Банк ВТБ (ПАО)»
«В подозрительных случаях лучше всего незамедлительно обратиться в ваш банк либо по телефону горячей линии, который указан на официальном сайте банка, либо непосредственно в офис. Помните: передавая информацию третьим лицам, вы добровольно помогаете мошенникам завладеть вашими деньгами, – подчеркнула Александра Николаевна. – Операции, совершенные с использованием индивидуальных секретных кодов, известны только держателям карт. Чтобы обезопасить своих клиентов, банк ВТБ внедрил систему голосового антифлода – это система анализа информации на основе искусственного интеллекта. В своей работе контакт-центр также применяет биометрическую индентефикацию клиентов, основанную на голосовых слепках. Помимо того, нашим клиентам доступны сервисы определителя мошеннических номеров и проверки подлинности веб-адресов».
Когда номер уже готовился к печати, в редакцию поступило очередное сообщение из полиции: на днях телефонные аферисты завладели крупными суммами, обманув ангарчанок. Мошенники напугали пенсионерок, сообщив им о якобы оформленных на них кредитах и о том, что квартиры женщин дистанционно продали преступники.
После диалога с незнакомцами 65-летняя пенсионерка лишилась более 3,7 миллиона рублей. Оказалось, что она в течение недели (!) снимала деньги и переводила их на счета, указанные аферистами.
А 70-летняя жительница Ангарска не только потеряла более 2,6 миллиона рублей, но к тому же заложила агентству недвижимости свою квартиру, поскольку злоумышленники уговорили пожилую женщину взять заём под залог жилья.