Лето – пора отпусков для взрослых членов семьи и долгожданных каникул для детей. Зачастую вся семья отдыхает вместе, но бывает, что детям для летнего времяпрепровождения предлагается лагерь, куда ребенок отправляется один. Как правило, многие ребятишки сразу соглашаются на такой отдых, тем более если родители красочно описали его достоинства: красивая природа, купание в водоёмах, интересная программа для детей и так далее. Однако, оторвавшись от привычного образа жизни, некоторые начинают скучать по дому, проситься, чтобы мамы и папы забрали их из лагеря... А реакции со стороны взрослых на такие просьбы бывают самые разные.
Остановимся подробнее на конкретной ситуации. Утро. Обычный городской рейсовый автобус. Женщина громко по телефону разговаривает с сыном, который, как становится понятно всем пассажирам, в настоящее время находится в летнем лагере отдыха.
Мать громко отчитывает ребёнка за частые звонки ей, отцу, бабушке с постоянными жалобами. Дескать, ему в лагере ничего не нравится, очень скучно, знакомых ребят нет, и вообще: «Зачем вы меня сюда привезли?! Заберите обратно!»
Видно, что женщина нервничает, разговаривает со своим чадом на повышенных тонах, в обвинительной и резкой форме. В такой, что даже хотелось вмешаться и если не провести с матерью воспитательную работу, то хотя бы сказать, что так общаться с сыном нельзя, особенно сейчас, когда ребенок нуждается в поддержке и понимании близких.
Возможно, женщина искренне не понимает, как может быть плохо девятилетнему ребёнку там, где его вкусно кормят, развлекают, где не надо делать уроки, можно играть, бегать на свежем воздухе, общаться… Да много чего привлекательного можно увидеть, когда ты взрослый и смотришь на ситуацию со стороны. Вот она, например (об этом тоже громко говорилось по телефону), с удовольствием бы оказалась на месте сына, чтобы не ходить на работу, не варить дома обеды и не «пахать» на даче.
Каждая из сторон приводила свои аргументы, и минут через десять разговор прервался на самой высокой ноте: женщина обвинила сына в капризах и отключила телефон.
Я думаю, воображение многих пассажиров автобуса дорисовало картинку, как расстроился и, скорее всего, плачет мальчик, не получивший желаемого к себе отношения.
Хотя, возможно, были и те, кто мысленно встал на сторону матери: «ничего пострадает, поплачет и успокоится, а пойдешь у такого на поводу – так и вырастет «мамсиком». Как говорится, сколько людей, столько и мнений...
• • •
Теперь давайте рассмотрим психологическую сторону вопроса.
Каждый человек нуждается в поддержке, особенно когда попадает в непривычные для него условиях. А дети особенно! Ведь у них ещё не наработан опыт адаптации к новым ситуациям, и, когда близкий человек доброжелателен, эта адаптация проходит менее болезненно.
Хорошо, если при отрыве ребёнка от дома родители не только позаботятся о приобретении путёвки и сборе его на отдых, но и постараются подготовить его к новым условиям, смягчат детские переживания по поводу расставания.
Справедливости ради стоит сказать, что есть ребятишки, которые очень легко и быстро осваиваются практически в любом месте, к ним особые подходы не нужны, но сегодня мы ведем речь о других детях.
Итак, несколько рекомендаций родителям детей, с трудом привыкающих жить хотя бы какое-то время без них.
Если ребёнок по приезде на новое место часто звонит вам, отнеситесь к этому терпеливо, по-доброму, заинтересованно выслушивайте его, сопровождайте диалог своими комментариями, чтобы сын или дочь на расстоянии чувствовали вашу поддержку и участие.
Если разговор затягивается, скажите примерно следующее: «Вот сейчас мы с тобой поговорили 15 минут. Давай прервёмся, и часа через два ты мне перезвонишь. А может, ты сможешь побыть самостоятельно подольше?»
Общайтесь так, чтобы дети не боялись делиться с вами своими переживаниями, не опасались ваших оценок, осуждения, подшучиваний и так далее. Причем это касается не только их переживаний, связанных с летним отдыхом, но и вообще всего, что может волновать ребёнка.
Дети чаще всего нуждаются в конкретных советах. Например, если ребёнок жалуется, что ему не с кем играть, скажите: «А ты посмотри, кто из ребят тебе нравится, и подойди сам, предложи свою дружбу».
Кстати, дети часто сами подходят друг к другу и напрямую говорят: «Давай дружить». При этом почти всегда слышат в ответ «Давай» – и дружба начинается. Всё просто, главное – вовремя подсказать.
Если ребёнок говорит только о плохом, о том, что ему на отдыхе не нравится, выслушайте его, потом спросите: «С тем, что «не нравится», понятно, а хорошее сможешь найти? Молодец! Это на самом деле интересно».
Постепенно сокращайте время разговоров и увеличивайте перерывы между ними. Чтобы ребёнок включался в ритм самостоятельной жизни, зная, что у него всегда есть возможность с вами связаться.
• • •
Вспомнилось своё пионерское лето, когда в первые два-три дня в лагере действительно было грустно. Не хотелось жить по режиму, бежать прохладным утром на зарядку, участвовать в спортивных соревнованиях и лесных прогулках. Но со временем настроение выравнивалось. Мы вместе справлялись с грустью, акценты менялись, находились друзья-подружки и увлекательные занятия, завязывались контакты, и время начинало лететь быстро и незаметно. Разъезжались почти всегда со слезами – так не хотели расставаться.
Из этого следует, что, вполне возможно, ваше частое общение будет необходимо ребёнку только в первые дни. Главное – поддержать его, когда ему это так нужно!
По ситуациям, связанным с психологическими проблемами, вы можете позвонить по телефону доверия: 8(3955) 564-986 (086 – бесплатно со стационарного телефона). Психологи работают круглосуточно!
Татьяна Бичевина,
медицинский психолог Ангарского филиала Иркутского психоневрологического диспансера.