Сто дней назад в Ангарском муниципальном образовании к власти пришли новые люди. Закончилась восьмилетняя эпоха правления «команды». Что сделано за этот срок, какие проблемы приходится решать и что ждет нас в перспективе – об этом мы разговаривали с мэром АМО Владимиром Жуковым.
– Владимир Валентинович, как вы оцениваете хозяйство, на котором сейчас работаете? С чего начали и почему?
– Любая работа, на мой взгляд, должна начинаться с анализа. Нужно объективно оценить, что ты получил и что с этим делать. Результаты прошедших выборов показали: население поставило «неуд» бывшей власти. У Андрея Козлова – 13-е место по количеству набранных голосов. Это требует осмысления.
Сфера полномочий района – образование, здравоохранение, культура, спорт, сельское хозяйство... Направлений много. Даже визуальный взгляд (без выводов контрольно-ревизионного отдела и контрольно-счетной палаты), диалог с персоналом, руководством учреждений образования, здравоохранения, культуры показал, что проблемы есть во всех этих сферах.
– Вы начали с жестких кадровых решений. Помнятся протесты прокурора...
– Это было необходимой и первостепенной задачей. Уволены те, кого очень долго не могли уволить – два советника бывшего мэра. В соответствии с законом уволены и его заместители. Теперь у отделов ответственных направлений новое руководство.
– Расскажите о ревизии муниципального имущества и земель. Что осталось в казне после хозяйничанья «команды»?
– Мы столкнулись с беспрецедентным разбазариванием земель. Земельные участки распределялись без проведения публичных слушаний, без соблюдения необходимых процедур. Земли получали одни и те же люди, члены разных дачных некоммерческих товариществ (таких ДНТ на территории АМО более двух десятков). За те несколько дней, что прошли с момента выборов до инаугурации, было наспех оформлено множество подобных документов с использованием факсимиле Андрея Козлова. За этим занятием застали людей, работавших в администрации, с них по этому поводу взяты письменные объяснения, изъят штамп. Процесс подделки документов таким образом мы остановили. Сегодня пытаемся эти земли вернуть. С помощью прокуратуры. Это очень важное дело. Ведь земля – это все. Это развитие муниципального образования, его перспективы, благосостояние населения, это пополнение бюджета.
– А муниципальное имущество?
– Имущество также было роздано членами «команды» среди своих. Десятки объектов отданы в безвозмездное пользование, это принесло миллионы рублей прибыли – но не бюджету. В качестве примеров можно привести Зверево, «Золотой дракон». Те же вопросы и по размерам стоимости аренды муниципального имущества. Аренда кинотеатра «Родина» – 36 тыс. руб. в месяц. Реальная же аренда – не менее 350 тыс. руб. Сколько недополучил бюджет со всех подобных сдаваемых объектов? Причем договоры аренды были составлены так, что муниципалитет не имеет права повышать размер арендной платы, пересматривать условия договора. Такие условия заложили «мудрецы» – бывшие руководители. Теперь мы вынуждены разруливать эти проблемы.
Недавно столкнулись с очередными выходками Ангарского экономико-правового агентства. Вообще за последние годы было создано несколько подобных предприятий с созвучными названиями. Муниципалитет наделял их имуществом (в частности, квартирами) для осуществления заявленной уставной деятельности. Эти квартиры отдавались третьему лицу в аренду за символические деньги – тысячу рублей в месяц. Тут же брались кредиты на кабальных условиях. Через год эти суммы превращались в миллионы рублей – и это становилось основанием для признания предприятия банкротом. Одна такая квартира была продана за 50 тыс. руб., вторая – за 150 тыс. руб. Материалы переданы для возбуждения уголовного дела. И подобных примеров великое множество. Мы надеемся на активную позицию прокуратуры и следственных органов.
– В состоянии ли район обеспечить землями сельхозпроизводителей? Многие фермеры жаловались на то, что прежняя власть не давала им развиваться.
– Мы имеем тысячи гектаров земель, но при этом не можем ими пользоваться – вопросы не урегулированы, земли не узаконены. Это тормозит и развитие сельского хозяйства, и строительство. Неузаконенные земли, на мой взгляд, – основная причина недостаточного пополнения бюджета. И это не только мои умозаключения. На региональном совете, прошедшем в Бохане, Ангарскому муниципальному образованию за последние два года поставили «неуд» за динамику пополнения бюджета. Этого можно было ждать. Это объективная оценка бесплатной раздачи муниципального имущества, символической аренды, неоформленных земель. Источники пополнения бюджета не работали. Это путь к краху – таковы законы экономики. Если мы хотим развиваться, нужно работать над источниками пополнения бюджета.
– Вернемся к сельхозпроизводителям. Чем новая власть может им помочь?
– На сельское хозяйство у нас большие надежды. Сегодня действуют серьезные региональные и федеральные программы, в которые мы должны войти. Тех сельхозпроизводителей, кто готов работать на земле, кто делом доказал свою состоятельность, нужно поддерживать. Мы планируем вернуть к жизни потребительскую кооперацию – у фермеров должна быть возможность реализовать свою продукцию населению без посредников. Это выгодно и им, и жителям города.
– Какова, по-вашему, сегодня ситуация в ангарском здравоохранении?
– Изучением ситуации в здравоохранении занялись сразу. Уже сегодня ясно, что многие проблемы возникли, что называется, на пустом месте. От равнодушия, бесконтрольности, нежелания делать свою работу. Цель модернизации здравоохранения определена так: медицинское обслуживание населения должно быть доступным, бесплатным, качественным. И во главе угла – уважение к человеку, который обратился за помощью.
Из этих соображений мы провели ротацию – главврач БСМП стал руководителем ГБ №1 и наоборот. Это должно принести ожидаемые плоды: у нового руководителя – незамыленный взгляд, нет сложных многолетних взаимоотношений с коллективом, которые подчас мешают контролю.
Наше здравоохранение участвует в программах софинансирования. На модернизацию, ремонты, приобретение оборудования Ангарскому муниципальному образованию в 2011 и 2012 гг. будет выделено из федерального бюджета около 730 млн руб. Это серьезные деньги. Для примера: Иркутск, Братск получили меньшие средства. В том, что такие деньги пришли на территорию, большая заслуга начальника управления здравоохранения АМО Марины Сасиной. Огромную помощь оказали министерство здравоохранения области и губернатор.
– Видимо, ангарскому образованию повезло меньше, чем медицине. Средств федерального и регионального бюджета привлечь не удалось. Повышение зарплаты учителям и работникам детских садов – это немалая часть районного бюджета.
– 170 млн руб., которые мы заложили на модернизацию образования, – это оборотные средства, которые должны были пойти на другие цели. Но не повысить зарплату учителям, воспитателям, нянечкам мы просто не могли. Многие из них живут на 3,5-4 тысячи рублей в месяц. Увеличение их зарплаты на 20-30 процентов – это, наверное, не то увеличение, которое сделает людей счастливыми, но все же...
Мы могли и этих денег не изыскать – до сих пор мы регулярно получаем заложенные предыдущей администрацией «мины». Долги, которые нужно погасить, незаконные банкротства муниципальных предприятий, которые бьют по казне, дополнительные трудовые соглашения руководителей бывшей администрации и т.д. – это незапланированные миллионы, которые есть куда потратить. Мы получили печальное наследство.
Сегодня усиливаем работу КРО и КСП. Эти две структуры будут плотно работать, изучать, анализировать, выявлять «мины замедленного действия», оставленные нам предыдущей администрацией и ее советниками. Это была закольцованная система, бороться с которой терапевтическими методами бессмысленно. Здесь нужна хирургия.
– Одна из самых злободневных проблем – нехватка мест в дошкольных учреждениях. Как будете решать этот вопрос?
– Мы отобрали 5 зданий, их намерены вернуть дошкольному образованию. Отремонтировать сразу 5 объектов накладно для бюджета. Будем искать приемлемый механизм. Система конкурсов, электронные торги, в итоге – неприемлемые цены и муниципальные деньги, которые оседают в карманах посредников, выигравших конкурс, – не вижу в этом смысла. От такого положения дел страдают все муниципалитеты, поэтому будем действовать через ассоциацию мэров муниципальных образований Иркутской области, искать другие пути.
– Ангарские окраины, которые теперь величаются микрорайонами, – о них новая власть думает заботиться?
– Сегодня мы запустили медпункты в Цемпоселке и Одинске, отремонтировали поликлинику в Мегете. Это должны были сделать наши предшественники. У жителей бывших поселков, ныне микрорайонов, нет возможности посещать дома культуры – все они в плачевном состоянии. Этими вопросами мы тоже будем заниматься, за счет каких источников будут производиться ремонты – станет ясно через месяц-два.
– Что еще определено в качестве первостепенных задач, что сейчас делается для их реализации?
– Планируем отремонтировать стадион «Ангара» к Дню города. Это дело чести. К лету будут завершены последние работы по благоустройству перинатального центра – он на днях, наконец-то, введен в эксплуатацию. Финансирование этого учреждения теперь будет осуществляться через соцстрах, на этом мы значительно сэкономим.
Озабоченность вызывает работа нашего отдела экологии. Мы обязаны найти деньги на нормальную работу этого отдела – не на показуху, а на реальные дела. Нужно приобретать оборудование, заниматься мониторингом окружающей среды и т.д. На территории, на которой расположены два комбината, ТЭЦ, другие предприятия-загрязнители, отделу экологии есть чем заняться.
Будем также решать вопросы ЖКХ. Здесь важно правильно расставить акценты. Реформа должна проводиться не в интересах управляющих компаний, а в интересах в первую очередь населения. Нужно выстраивать между ними партнерские отношения. Начнем с обучения. Будем готовить грамотных управдомов.
– Двоевластие в Ангарске: есть реальные рецепты избавиться от него? То, что предложила Госдума, изменив 131-ФЗ, как-то не радует.
– Мы создали депутатскую комиссию, поставили задачу – изучить вопрос, найти решение. Желание работать есть. Есть понимание того, куда и зачем мы движемся.