Каких только картин не бывало за десятилетия работы в стенах Ангарского городского музея! Но такие здесь точно в первый раз.
Выставка необыкновенных работ иркутского художника Галины Донской открылась в Художественном центре 22 июня. И будет работать почти месяц, до 17 июля. Пишу об этом вначале, поскольку подобную экспозицию непременно нужно успеть увидеть своими глазами. Всё, что будет сейчас о ней написано, не сможет передать ощущений от увиденного. И фотографии мало помогут.
«Продлись, чудесное мгновенье!» – та самая выставка, где нужно подходить ближе, присматриваться к полотнам, затем, в традициях завсегдатаев художественных вернисажей, отступать на несколько шагов, не веря своим глазам, – и снова приближаться к картинам.
Дело в том, что на полотнах Галины Донской можно увидеть чесночную шелуху, лавровый лист, лепестки роз и других цветов, листья самых разных форм и размеров. А можно и не увидеть. Если смотреть на картины издалека, то пейзажи и натюрморты Галины Васильевны ничем не отличаются от обычных живописных работ.
Название этой технике она придумала сама – флористическая живопись. Не флористика с составлением букетов, но и не живопись в ее классическом понимании. Цвет лишь изредка усилен красочными мазками. В основном всю необходимую палитру образам картин дают листья, лепестки и другие части растений, которые использует Галина Донская. Ей удалось найти своеобразный баланс между естественной природной красотой и искусством.
На открытии Галина Васильевна, член союза мастеров народного искусства «Оникс», провела мастер-класс для желающих, рассказав, как она собирает и высушивает сырье для дальнейшей работы.
Оказывается, помогает ей известный еще со школы метод составления гербариев. Мастерица использует комплект старых книг. Листья и лепестки она укладывает между страницами, а затем плотно, чтобы не проникал воздух, забивает тома в специальное отделение в шкафу. Иначе материал не просохнет так, как надо, не даст нужных цветовых оттенков. Лепестки, листья и шелуха хранятся у нее в коробках из-под конфет именно по оттенкам.
Одна из самых ярких работ – это, конечно, «Скатерть-самобранка». Здесь Галина Васильевна добавила к натюрморту с гранатами натуральный холст, получив нарядную аппликативную композицию. Еще интереснее смотрится полотно с копченой рыбой! Из того же материала – наклеенных на холст листьев и лепестков. И целая серия работ, посвященная старому Иркутску. Одно дело – выложить из частей растений продукты, но стены, окна, наличники, крыши, людей и даже животных!.. Да так, что и характеры персонажей, и сходство с деревянными строениями Иркутска налицо! Так, на одной из картин легко узнать музей-усадьбу Трубецких.
– Очень хотелось сохранить старую архитектуру этих домов, – рассказывала Галина Донская на открытии выставки. – Добавила людей, детей, играющих с собаками, чтобы оживить пейзажи. Потому что дом без человека – это уже не дом.
Как отметила заведующая Художественным центром Нина Власова, флористическая живопись – это состояние души автора. Галина Васильевна занимается этим необычным творчеством, которое как никакое другое отражает ее эмоциональный, позитивный характер, в течение 25 лет, с 1996 года, предпочтя его преподаванию и методической деятельности.
Есть у нее и более традиционные работы. На выставке Галины Донской представлены графические зарисовки из серии «Семейный альбом» – воспоминания о детстве и размышления о смысле жизни и собственном предназначении.