Повторять гласные звуки У, О, А, Э, И, Ы, одновременно отбивая ритм мячом об пол. Подбрасывать и ловить палку, сохраняя равновесие. Удерживать вертикально ту же палку на ладони, сосредоточив внимание на ее верхнем конце. Только кажется, что это просто. Попробуйте сами!
Всё это элементарные сценические упражнения, можно сказать, начальная театральная подготовка. А точнее – фундамент, без которого актером не стать.
На прошлой неделе мне посчастливилось попасть на занятие в летней театральной школе театра «Факел» в 212 квартале. С десяток ребят разного возраста – от 7 до 15 лет – выполняли различные упражнения под руководством самого Александра Кононова, режиссера заслуженного коллектива народного творчества. Вернее, пытались выполнить.
За их обманчивой простотой – не только основы сценического искусства, но и жизненная философия. Наверное, здесь оправданны параллели с йогой и даже восточными единоборствами. Прежде всего это познание самих себя, развитие своих способностей, освоение возможностей. Работа с энергией, умение слышать и слушать свое тело, управлять вниманием, напряжением и расслаблением, включением и выключением.
А вы думали, как актерам удается перевоплощаться в персонажей, производя на зрителей порой незабываемое впечатление? Они просто знают и умеют больше, чем обычные люди, добиваясь этого упорной работой.
И тогда действительно случается волшебство. А как еще можно назвать ту чудесную настройку на партнера по сцене, когда ты можешь узнать его с закрытыми глазами или стоя спиной к нему лишь по легкому прикосновению?
– Ощущение, что ты красива, должно быть внутри! Тогда любая принятая тобой поза будет красивой. Без внутреннего ощущения ничего не получится!
– Излишнее напряжение в мышцах тормозит сознание. Найдите и уберите напряжение – и палка перестанет валиться!
– Ловите ощущения, эмоции и сохраняйте их в памяти! Накапливайте и пользуйтесь ими, добавляйте в свою эмоциональную палитру.
Эти и другие реплики наставника можно записывать и использовать как руководства к действию. Александр Иванович, вопреки возрасту, легко показывает пример своим новым ученикам.
Он уверен, что именно занятия театром могут перезагрузить сознание, избавить его от чуждого влияния, познакомить с самим собой. Ведь далеко не все хорошо знают самого близкого человека – самого себя. Но это далекая перспектива. А пока летняя театральная школа, способствуя развитию детей, решает и более конкретные задачи.
– Год мы вынужденно бездействовали, потеряли тех, кто мог прийти заниматься в театр, – поясняет Александр Кононов, – и начинаем привлекать людей. Летняя театральная школа рассчитана на детей и молодежь. В программе обучения – актерское мастерство, сцендвижение, сценическая речь и вокал. Занятия начались 20 июня. Проходят три раза в неделю, по средам, пятницам и воскресеньям, и будут продолжаться в течение всего лета с перерывом на Ольхонский фестиваль, который проводится в последней декаде июля. Потом ребята могут остаться в театре, я их постепенно буду вводить в спектакли. Этот процесс достаточно долгий. Скорее всего, из сегодняшней команды какая-то часть в ближайшее время уйдет. Во-первых, те, кто изначально считал наши занятия развлечением. Они быстро убедились, что это серьезная работа. Во-вторых, те, кому социум вбил в сознание, что на сцену нужно подниматься только затем, чтобы сверкнуть зубами, вильнуть тазом. А театр на самом деле – элемент отвлечения людей от бездумного массового искусства, которое активно внедряется и пропагандируется чуть ли не на уровне национальной политики. Сегодня театр становится элитарным искусством. И поэтому возникла идея собрать хотя бы небольшую группу, которая погружалась бы, пусть постепенно, в этот процесс.
Записаться в летнюю театральную школу «Факела» можно по адресу: 212 квартал, дом 15, ежедневно с 18 часов, а также по телефонам: 8 (3955) 52-40-61, 54-03-14.