Сегодня получить памятную медаль за спортивные достижения может каждый желающий. Достаточно пробежать небольшую дистанцию – и вот она, награда с памятной надписью. Стены в гостиной Виктора Демиденко украшают медали и знаки отличия совсем иного достоинства. В годы его молодости медаль вручали далеко не за каждую победу на соревнованиях не только всесоюзного, но и мирового уровня.
Об этом человеке в 70-е – 80-е годы без конца писали в центральной и зарубежной прессе, снимали документальное кино. Его имя в Советском Союзе и далеко за его пределами знали все поклонники велоспорта. Он – один из тех легендарных спортсменов нашей страны, о которых сегодня снимают биографические фильмы, не только поднимающие популярность отдельных видов спорта, но и заставляющие испытывать гордость за наших людей и очень честное, настоящее чувство патриотизма.
Виктор Демиденко – заслуженный мастер спорта СССР, двукратный чемпион мира по шоссейным велогонкам, победитель велогонки Мира 1984 года, десятикратный чемпион СССР, бронзовый призер Спартакиады народов СССР в личном и командном зачетах, победитель и призер крупнейших международных велотуров по дорогам Франции, Италии, Испании, США, Кубы, Канады, Швейцарии, Швеции, Германии, Чехословакии, Югославии, Болгарии, Англии, Португалии. В течение девяти лет – с 1978 по 1987 год – выступавший в составе национальной сборной.
И – подумать только! – столь прославленный спортсмен живет в нашем городе, с кем-то на одной улице, в соседнем доме или даже в одном подъезде. Виктор Георгиевич уже становился героем наших публикаций, однако совсем не лишним будет вновь обратиться к личности, обладающей недюжинным упорством, силой воли и духа, умеющей преодолевать страх, боль и даже несправедливость, с которой так часто приходится сталкиваться нашим спортсменам!
– Виктор Георгиевич, давайте напомним нашим читателям о ваших первых шагах в спорте. Ничто не предвещало столь бурной велокарьеры?
– Родился я в Иркутске, в Ангарск приехал с матерью в 9 лет. Увлекся лыжами и чтением. Да так, что, когда мать была на работе, вместо своей школы №19 ходил кататься на лыжах и проглатывал в один присест по 300-400 страниц. Тогда в городе было три велосипедные секции и 300 велосипедистов – хорошая конкуренция. В 1976 году 14-летним подростком пришел к тренеру Дмитрию Сидорову в секцию в поселке Байкальск, которая проводила набор, а там – 30 стареньких велосипедов на 120 человек. И через три месяца занятий – первые соревнования. Перед самыми соревнованиями привезли новые гоночные велосипеды, и мне, за неимением других, достался именно такой. Я, маленький, худой, даже щуплый, обставил на нем паренька, который был на два года старше, намного сильнее и опытнее. Тот, Аркаша Собачинский, предложил тренироваться вместе: все накатывали по 70 километров утром, а мы – 70 утром и 70 вечером.
– В этом, по-видимому, ваш секрет: количество перерастало в качество?
– Кроме накатанности у нас была мощная общая физическая подготовка. В любую погоду: в дождь, снег и мороз – 30-километровые ежедневные пробежки! Помню, однажды после тренировки пришел в школу с обмороженными щеками, шокировал всех учителей. На одном из контрольных заездов проехал 25 километров за 31 минуту при нормативе мастера спорта в 34 минуты 40 секунд. Это приравнивало меня к сильнейшим взрослым спортсменам. Как правило, за большим объемом проделанной работы, когда натерпишься, следуют высокие результаты. Это работает не только в спорте.
– Мы могли принять участие в Олимпиаде-80. Почему этого не случилось?
– В 1978 году мне исполнилось 16 лет – у меня уже были призовые места в первенствах СССР, и я получил письмо, что меня берут кандидатом в сборную команду Советского Союза. Предлагалось пройти подготовку в экспериментальной группе Леонида Живодерова при Омском институте физкультуры. 2 января 1979 года я прилетел в институт, а через два дня уже был в Пицунде на сборах. Группа была очень серьезная. Ее задачей было – дать «олимпийца» на игры 1980 года в Москве, что и удалось: Сергей Шелпаков из нашей группы выиграл Олимпиаду. Мы готовились. Нагрузки были запредельные. Я был в группе самый молодой, и мне два месяца не разрешали выходить на первую позицию, катался сзади «флажком». И только когда с блеском прошел горный финиш на одной из тренировок, стали запускать на равных. В мае я был пятым на всесоюзном первенстве, после чего меня вызвали в сборную СССР. Но первый сбор чуть не стал последним! Во время медицинского обследования обнаружили какой-то прыщик, облучили кварцем, чтоб подсушить, – и я на следующий день, во время командной гонки на сто километров, чувствовал себя очень плохо, терпел из последних сил, чтобы не выпасть. Удержался – оставили. Первые два месяца ничем не выделялся в сборной, потом прорвало: последовала целая сеть всесоюзных соревнований, и почти в каждой гонке я занимал призовое место. Проработанный ранее объем превратился в хороший результат.
Когда начали комплектовать сборную команду страны для участия в чемпионате мира в Аргентине в 1979 году, случился казус. За две недели до чемпионата я немного приболел, был день отдыха. Почувствовав себя к вечеру лучше, поехал на почту за письмами, и мне предложили поучаствовать в местной гонке. Денег не было, жил на то, что получал за проданные призы. Здесь тоже выиграл, сразу же продал приз, приехал в отель – и об этом узнали тренеры сборной. Созвали собрание, мне предъявили претензию: мол, безответственно отношусь к своим обязанностям. И отчислили. Со мной была истерика. На следующий день я выиграл всесоюзные соревнования Центра олимпийской подготовки – гонку на 25 километров, привезя второму месту около 40 секунд. Еще через день выиграл командную гонку: ехали втроем 60 километров, привезли 1,5 минуты профсоюзам. Тренеры поняли, что лишних людей в команде нет. Так я попал на чемпионат мира.
В Аргентине в чемпионате участвовало 38 команд, но на русских никто не ставил. Достаточно сказать, что в команде США ехал знаменитый Грег Лемонд, который потом был мегазвездой, Хабстон, который впоследствии выиграл супермногодневку в Италии. Когда мы ехали по дистанции, сначала кричали, что мы лидируем, потом – что отстаем. Мы разогнались, отработали на полную катушку, финишировали на ипподроме в Буэнос-Айресе. Первая мысль была – проиграли. И только когда увидели, что к нам, как сумасшедшие, бегут массажист с врачом, поняли, что стали чемпионами мира! А осознание пришло намного позже. Когда прислали списки кандидатов в олимпийскую сборную, я стоял там шестым человеком на командную гонку на сто километров. Это было очень приятно. Но в марте 1980 года надежду, что я буду выступать на Олимпиаде, пришлось оставить. Верхние дыхательные пути были засорены, я стал кашлять. На первых этапах отбора меня отстегнули, сказали: «Ты свое успеешь получить!» Если бы я знал, что в 1984 году мы не поедем на Олимпиаду! К слову сказать, в тот год, во время Олимпиады и после нее, я не проиграл ни одного старта. Самое главное – выиграл шестидневную гонку в Италии «Джиро Луиджано». После этого была завоевана путевка на второй чемпионат мира, в Мексику.
– Виктор Георгиевич, как получилось, что вы – полковник запаса?
– После победы на ЧМ в Мексике в 1980 году понял, что как гонщик я уже сформировался. И что при таких темпах шансов отобраться на третий чемпионат мира у меня немного. В общем, когда ты ездишь по одиннадцать командных гонок в сто километров за год, организм колоссально выхолащивается. И я, по-прежнему маленький и худенький, не командник, а темповик, горный гонщик, моя специальность – многодневные гонки, самая соль велоспорта. И вместо того чтобы продолжать кататься, ушел в армию в декабре 1980-го. Вся моя дальнейшая спортивная карьера прошла под эгидой армейского центра, где и готовились, и выступали. ЦСКА (Центральный спортивный клуб армии) был очень сильный, подготовил в то время около 60 процентов сборной команды страны. Мне было с кого брать пример и у кого учиться: Саша Аверин, лучший гонщик конца 1970-х, Рамазан Галялетдинов, Иван Мищенко, олимпийские чемпионы Сергей Сухорученко и Анатолий Яркин. Так и получилось, что у меня 25 лет выслуги в вооруженных силах, в отставку ушел в звании полковника – так же, как Владислав Третьяк. Когда в 1986 году закончил выступать в спорте, по направлению ЦСКА перевелся в Забайкальский военный округ, возглавив межведомственный центр олимпийской подготовки «Байкал» по велоспорту.
– Ваша тренерская карьера получилась такой же успешной, как спортивная?
– Судите сами: с 1987 по 1992 год я работал государственным тренером по велоспорту при Иркутском облспорткомитете и старшим тренером ЦОП «Байкал». По большому счету, отвечал за развитие велоспорта в Дальневосточном регионе, Забайкалье и Восточной Сибири. Моя команда выиграла первенство СССР среди юниоров в многодневной гонке, ряд всесоюзных соревнований, побеждала на велотурах в Швейцарии, Монголии, Чили, Уругвае. В 1992-1994 годах я работал старшим тренером республиканского центра олимпийской подготовки «Россия». И мои подопечные выиграли Спартакиаду народов России, побеждали на велотурах в Канаде, Сальвадоре, Коста-Рике, Мексике, Перу, Венесуэле, Португалии, Испании, Аргентине, Чили, Уругвае. Два года команда базировалась во Франции за счет французских спонсоров.
– Спортсмен – тренер – чиновник. А как вы стали министром спорта?
– С 1995 по 2005 был помощником председателя спорткомитета Министерства обороны России, затем занялся бизнесом. В 2008 году стал руководителем Агентства по физкультуре и спорту Иркутской области. Хотел благодаря столичным связям поднять спорт в регионе на должный уровень, но вскоре после отставки губернатора Александра Тишанина пришлось покинуть пост министра. Потом вернулся в Ангарск ухаживать за больной мамой – и год отработал простым учителем физкультуры в родной школе №19. Так что ваша цепочка должна заканчиваться так: чиновник – учитель.
– Скажите, велоспорт для вас – особая философия?
– Это и мир, и философия, и братство. Во-первых, велоспорт в Европе так же популярен, как футбол. А гонка «Тур де Франс» уступает только Олимпиаде и чемпионату мира по футболу. Велоспорт считается одним из самых передовых и самых «чистых» видов спорта. Во-вторых, это самые замечательные люди. К примеру, в 90-е годы никто из велогонов, за редким исключением, не ушел в бандитские структуры. Знаете, как у нас говорят? «Шоссе – университет, а трек – это академия». Каждая гонка как прожитая жизнь, все друзья у меня оттуда, все люди проверенные. А как иначе: у тебя 130 стартов в году при любой погоде и на пересеченной местности! Когда приходится решать какие-то вопросы, на всех местах во всех регионах и даже за границей находятся велогоны. И фраза: «Мы с тобой где-то ехали», – может очень многое. Команда велогонов непобедима!
– Виктор Георгиевич, как проводит свое свободное время единственный в Ангарске заслуженный мастер спорта , человек, входящий в топ-3 лучших спортсменов города?
– Сейчас у меня лучшие годы жизни! У меня всё есть, мне ничего не надо. Только что вернулся из Москвы со свадьбы младшей дочери. Катаюсь на велосипеде. Пишу автобиографическую книгу. Старший по подъезду. Вы, кстати, обратили внимание, в каком состоянии наш подъезд? Восстановленные ступеньки, плитка, линолеум… Всё чисто и аккуратно.