Мы привыкли не обращать внимания на мелочи, ленимся углубляться в коммунальные расчеты, вникать в нормативы, перепроверять начисления в квитанциях – а коммунальщики этим пользуются. Они-то считать умеют отлично и знают, как на копейках и рублях делать миллионы! Нам стоит задуматься об этом и не давать себя обмануть.
Ангарчанка Наталья Коновалова изучает каждую присланную ей платежку с калькулятором и законами в руках. И в ее расчетах стоят совсем другие суммы – в десятки раз меньше начисляемых! Свою правоту она доказывает в судах и… выигрывает у управляющих жилищных компаний. В марте этого года мы опубликовали в газете ее рассуждения по поводу ОДН за холодную воду – так вот, согласно ее расчетам, жильцы платят ОДН за холодную воду в размере 138 ведер! При этом все же знают, что уборщица обходится одним-двумя ведрами воды в месяц, убирая ваш подъезд. Но платим мы за 138! Это заявление вызвало большой отклик у читателей. Многие писали, что их подъезды вообще месяцами стоят неубранные. За что тогда мы платим? Правильно – за воздух. В этом и заключается сверхприбыль коммунальных организаций.
С 2017 года в нашу жизнь пришло такое понятие, как ОДН. На самом деле появилось оно раньше – еще в 2011 году. Но четыре года назад коммунальщики смогли протянуть закон, который обязывает собственников квартир оплачивать затраты за свет, воду и тепло, расходуемые на общедомовое имущество – подъезды, чердаки, подвалы. Это дало возможность использовать массу хитроумных уловок в начислениях, которые иногда вызывают недоумение. Вот, скажите, к примеру: как две тусклые лампочки в вашем подъезде могут потреблять электроэнергии больше, чем все люстры и бытовая техника в двухкомнатной квартире? А таких примеров немало – только с начала этого года к нам поступило несколько обращений ангарчан, у которых счет за ОДН по электроэнергии превышал личное потребление!
Но, пока другие жалуются, Наталья Коновалова действует. В сентябре 2020 года Ангарский городской суд признал ее требование к УК «ДОСТ» о перерасчете ОДН за электроэнергию справедливым, а в марте этого года и апелляционное решение было на ее стороне. Давайте изучим ее опыт.
«Всем нам приходят из ЖЭКа квитанции – платежки за содержание жилья. И, как правило (они обязаны это делать по закону), управляющая компания расписывает, из чего складывается общая сумма, – вот там можно увидеть объем начислений за ОДН, – говорит Наталья Петровна – И мне эти суммы не понравились. Зная региональные тарифные нормативы по ОДН, я сразу заметила их превышение. Причем разница очень значительная. Решив проверить свои сомнения, я запросила у управляющей компании все начисления по ОДН по своей квартире за три последних года и показания ОДПУ в нашем доме. И вот эти документы показали, что вместо начисления по нормативу 0,72 рубля за электроэнергию с меня берут оплату по тарифу 1 рубль 77 копеек. И так по каждому виду ОДН. В итоге за три года вместо 133 рублей я заплатила больше 3000 рублей. Разница очевидна! При этом я уверена, что с ресурсопоставляющей компанией – а это «Иркутскэнергосбыт» (если речь идет об ОДН за электроэнергию) – управляющая компания рассчитывается по фактическому потреблению – по показаниям ОДПУ. А прибыль забирает себе. На каком основании? На этот вопрос даже их юристы не дают внятного ответа. По большей части они ссылаются на то, что не все собственники квартир вовремя передают показания личных счётчиков, потому и возникают погрешности в данных по потреблению электроэнергии домом. Хорошо, тогда в конце года делайте сверку и перерасчет. Но ведь они не идут на это! Потому что это невыгодно коммунальщикам, хотя было бы большой экономией для жильцов».
Давайте поясним, о какой разнице в расчетах и показаниях счетчиков говорит Наталья Коновалова. На примере той же электроэнергии. В каждой квартире ангарчан имеется счетчик, фиксирующий, сколько киловатт используют жильцы данной квартиры. А в подвале или в специальном боксе на фасаде установлен общедомовой счетчик, который показывает общедомовой расход электроэнергии. Если сложить показания всех личных счетчиков и вычесть эти данные из показаний общедомового прибора учета, то это и будет в чистом виде расход энергии, потраченный на общедомовые нужды – освещение подъездов и подвалов. И, по идее, он должен быть разный каждый месяц. Где-то лампочки перегорели, в каком-то подъезде вкрутили новые энергосберегающие, а где-то вообще их всё лето не включают. Но посмотрите в свои квитанции – вы платите за ОДН (электроэнергия) одну и ту же сумму каждый месяц. УК выписывает вам ее либо по региональному нормативу (0,72 в домах без лифта), либо с превышающим его коэффициентам.
Для интереса я посмотрела в свои квитанции – так вот у меня эта сумма составляет 91 рубль (трехкомнатная квартира в 6а микрорайоне, обслуживающая компания ООО «ЖилКом») и остается неизменной каждый месяц на протяжении уже нескольких лет. А для чего тогда ОДПУ в доме стоит? Правильнее будет спросить – для кого? Для управляющей компании, которая рассчитывается по нему с энергетиками, а с собственников квартир берет по тарифу. Но это законно только в случае отсутствия в доме общедомового прибора учета. А в Ангарске такими ОДПУ оснащено 80 процентов жилого фонда. Аналогичные приборы считают расход холодной, горячей воды и отопления в каждом доме. Так почему же мы все платим но нормативам, а не за фактическое потребление ресурсов?
Ничего личного, дорогие земляки, только бизнес! Коммунальный, сверхприбыльный.
Чтобы доказать незаконность расчетов за ОДН без применения правил, указанных в постановлении правительства №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», и без учета показаний ОДПУ и принудить управляющую компанию к перерасчету, Наталья Коновалова обратилась в суд, который удовлетворил ее требования к УК «ДОСТ». В судебном решении кроме обязанности перерасчета платежей указано назначение компенсации морального вреда собственнику в размере 1000 рублей. Ну что можно сказать – учитесь читать квитанции и считать свои коммунальные расходы!
Вот какие советы дала Наталья Коновалова ангарчанам с учетом своего опыта. Если вы полагаете, что начисления за ОДН неверны, то следует обратиться в соответствующие инстанции. В первую очередь следует обратиться за разъяснениями в ту организацию, которая предоставляет жилищные или коммунальные услуги: товарищество собственников жилья, управляющую компанию, ресурсоснабжающую организацию.
В случае несогласия с действиями должностных лиц указанных организаций потребитель вправе обратиться в государственные и муниципальные органы, осуществляющие контроль и надзор в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В первую очередь в Государственный жилищный надзор – утвержденный правительством Российской Федерации надзорный орган в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Это ведомство выявляет и пресекает нарушения в этой сфере со стороны органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Далее – ставим в известность о нарушениях органы местного самоуправления, которые осуществляют контроль в части организации и проведения на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении жилищного фонда федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. В нашем городе – это комитет по капремонту, ЖКХ, транспорту и связи администрации АГО.
Кроме того, нужно обратиться (письменно!) в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). К слову, специалисты Роспотребнадзора вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав потребителей и законных интересов неопределенного круга лиц. Можно обратиться с судебным иском и самому (как это сделала Наталья Коновалова), а для рассмотрения материалов дела в суде привлечь специалистов Роспотребнадзора, которые вправе давать по ним заключения.