Проведение XXI международного фестиваля любительских театров «Сибирская рампа» имени Юрия Авшарова в рамках Международного летнего театрального центра «Ольхон» в этом году до последнего момента было под вопросом. И даже долгожданная поддержка Фонда президентских грантов ничего не значила перед лицом пандемии и связанных с ней ограничений.
Фестиваль, которого не было в 2020 году, снова нес потери. На ходу менялось положение о проведении «Сибирской рампы». Сорвался первоначальный вариант с расположением сцены и размещением участников. Было рекомендовано отказаться от участия детским коллективам. Взрослые принимались при наличии сертификатов о вакцинации или результатов исследования на наличие антител. Параллельно закупалось звуковое и световое оборудование, разрабатывался фирменный стиль афиш и сувениров. Было потрачено большое количество нервных клеток.
Но чудо случилось – МЛТЦ все-таки состоялся! Традиционно в последнюю декаду июля в поселке Хужир, который целых два года не испытывал нашествия театралов.
Правда, коллективов приехало меньше: не больше двадцати, как обычно, а 14. Многие – в сокращенном составе. И постановок они привезли всего 16, три из которых оказались моноспектаклями. Это было ощутимо. С непривычки вечера, когда шло не 3-4, как в прежние годы, а два или только один спектакль, казались слишком долгими.
Речи о зарубежных участниках уже не шло, однако прибыли театры из Гатчины, что под Санкт-Петербургом, Перми, Красноярска, Боготола, Саянска, Усолья-Сибирского, Иркутска. Порадовал фестиваль новыми талантами из Кемерово и Братска.
Ангарск исследует вопросы взаимоотношений мужчин и женщин
Наш город на фестивале представляли только два театра. Когда-то первыми прибывшие на Ольхон, самые родные для «Сибирской рампы» – заслуженный коллектив народного творчества «Факел» Дворца культуры «Нефтехимик», он же организатор МЛТЦ, и театральное объединение «Родничок» Дворца творчества детей и молодежи.
По какому-то удивительному совпадению оба коллектива выбрали для постановки пьесы про женитьбу. Судите сами: «Факел» представил «Свадьбу» Михаила Зощенко в плакатно-агитационной интерпретации первых лет советской власти. Здесь были и красные флажки, и тельняшки, и талоны на хлеб, и песни Гражданской войны под гармошку. Агитация «потянула» на диплом лауреата третьей степени. Кроме того, подопечные режиссера Александра Кононова получили награды за оригинальное стилистическое решение и лучшее художественное оформление спектакля.
Старшая студия «Родничка» подошла к вопросу взаимоотношений мужчин и женщин с разных сторон, показав три водевиля братьев Чеховых. К знаменитым «Медведю» и «Предложению» добавился «За двадцать минут до звонка», где сталкиваются диаметрально противоположные мнения о женитьбе. И даже между водевилями звучали язвительные фразочки Антона Павловича из «Руководства для желающих жениться».
Спектакль «Как Медведь делал предложение за двадцать минут до звонка» стал на фестивале лауреатом первой степени, а актриса Наталья Гореславец, исполнившая роль помещицы Поповой в «Медведе», получила диплом за лучшую женскую роль. Отдельно жюри отметило актерское обаяние Олега Роголёва (Медведя) и Дмитрия Соснина (Ломова).
К слову, если бы на Ольхон поехала молодежная студия «Родничка», то еще на одну «Женитьбу» было бы больше: воспитанники режиссера Тагира Хамитова сделали прекрасный спектакль по пьесе Николая Гоголя.
Женские страдания, классика и современность
Гоголь на фестивале всё-таки был – яркую и по-хорошему хулиганскую работу привезла театральная студия «Маска» из Иркутска под руководством Ольги Чувашовой. Как преподавателю-словеснику без режиссерского образования удалось сделать блестящую инсценировку повести «Ночь перед Рождеством» – загадка. Вернее – талант! Поющие и пляшущие подростки в украинских костюмах, забавная нечисть, буквально толкающая под руку каждого персонажа, бесконечные придумки и общая «гоголевская» атмосфера принесли в копилку коллектива диплом лауреата второй степени и диплом за лучшую педагогическую работу.
Такой же набор наград у второго иркутского коллектива – театральной студии «Зеркало» режиссера Каролины Полесье. Для своего литературного спектакля Каролина Викторовна выбрала материал совсем иного рода. Очарованная подачей информации в радиопередаче «Френки-шоу», которая выходила с 2004 по 2011 год в форме биографической викторины, она сделала инсценировку «Марина», взяв за основу эпизод, посвященный Марине Цветаевой. И погрузила зрителей в жизнь поэтессы через фотографии из семейного альбома.
А в Братске предпочитают исключительно современных авторов. Режиссер театра «Новолуние» Никита Грищенков в первый же свой приезд на фестиваль представил на суд зрителей два спектакля – «Наташина мечта» по одноименной пьесе Ярославы Пулинович и «Неудачницы» Сергея Медведева. Четыре женские моноистории непременно запомнятся зрителям благодаря творческой смелости актрис и продуманному художественному оформлению спектаклей.
Кемеровский Шварц не хуже омского
Еще одним приятным сюрпризом от новичков «Сибирской рампы» стал спектакль «Тень» по пьесе Евгения Шварца. Ребята из Кемерово показали его под занавес фестиваля. Считается, что первыми и последними играть сложнее, но здесь всё сошлось: и место – недостроенное деревянное здание на краю поселка, и время – густые сумерки, в которых так хорошо отбрасываются тени.
Персонажи силой воображения Ученого возникали из бумажных сугробов, жили, активно вмешиваясь в его жизнь, чтобы после стать разорванными листками. Кстати, для создания уникального бумажного пространства потребовалось 18 пачек мятой «Снегурочки»!
Чтобы поставить знаменитую философскую сказку Шварца, собрались актеры из двух любительских театров – «Перекресток» и «Действующие лица». Под руководством трех режиссеров-педагогов: Ирины Мусатовой, Виктории Гарченко и Юлии Селютиной – они репетировали у себя в городе, но так и не опробовали спектакль на публике. Теперь в голове не укладывается, как его можно играть в других декорациях! Самый лучший (хоть и премьерный) показ был именно на Ольхоне – зрители влюбились в этих ребят сразу и уже ждут новых встреч с ними.
Похожий «двойной удар» уже был здесь два года назад: в 2019 году любимые омские театры «КС» («Карусель») Натальи Козловской и «Третий круг» Флоры Бабаджанян объединились и поставили шварцевского «Дракона». Сценической площадкой для них стал заброшенный коровник на краю поселка. Они тоже взбирались на стены и спрыгивали со стропил, а главное – были страстно увлечены своей затеей и смогли донести это до публики.
В итоге кемеровчане уехали домой с букетом наград. Спектакль стал лауреатом первой степени, получил диплом за лучшую режиссерскую работу, за лучшее художественное оформление, за лучшую мужскую роль (Степан Спицин, сыгравший Ученого). Наградой «За актерское обаяние» были отмечены Юрий Полковников (Тень) и Алиса Волковская (Анунциата).
Демонический спектакль из Перми
Но самая толстая стопка дипломов все-таки у другого спектакля – «Сон в летнюю ночь» по комедии Уильяма Шекспира. Его привез на Байкал пермский театр «Красный цветок», руководит которым режиссер Дмитрий Такташкин. Работа поразила жюри профессионализмом, а один особо впечатлительный и не особо начитанный зритель с ребенком настолько поверил в происходящее на лесной поляне, что встал и с криком: «Да это демоны! На такое детей водить нельзя!» – покинул импровизированный зрительный зал. Актеры вполне профессионально этого недоразумения «не заметили».
Нет, там не было ничего предосудительного. Просто пафосный шекспировский текст (написанный по случаю свадьбы некоего аристократа) они освоили настолько, что произносили как свой. Их столкновения выглядели натурально до хруста костей, хотя были поставлены по всем правилам сценического боя. Участники спектакля легко перевоплощались из афинян, озабоченных своими любовными неурядицами, в смешливых легкокрылых фей и эльфов, меняя характеры вместе с одеждой. Низкое сочеталось с высоким вполне по-шекспировски. А спектакль в спектакле, устроенный «ремесленниками» с привлечением зрителей, вообще произвел фурор. Нужно ли удивляться, что «Сон в летнюю ночь» получил, помимо прочих наград, приз зрительских симпатий?!
А среди «прочих» – Гран-при фестиваля «Сибирская рампа 2021», дипломы за лучшую режиссерскую работу, за лучшую мужскую – у Кирилла Оленникова (ткач Ник Моток) – и лучшую женскую – у Дарьи Никольской (Пак, или Плутишка Робин) – роли, за актерский квартет (Антон Чистяков, Сергей Хафизов, Диана Зеленина, Евгения Хафизова).
«Талант – это количество информации, выражаемой актёром в единицу времени»
Эту фразу Петра Жихарева, актера Малого театра и педагога Высшего театрального училища им. Щепкина, из методики работы с актером по Николаю Демидову участники его мастер-класса запомнят надолго.
МЛТЦ «Ольхон» – это прежде всего лаборатория, повышение квалификации как для участников, так и для руководителей театров. Для этого на байкальском острове создаются все условия и, главное, приглашаются педагоги из ведущих театральных вузов столицы.
«Сибирская рампа» – фестиваль тематический, и нынешний сезон был посвящен малоизвестному демидовскому подходу. Ученик Станиславского, он пошел дальше своего учителя. Оттолкнувшись от его системы, разработал метод прихода артиста к результату не через аналитику и напряжение, а через состояние, свободу и легкость. Его наследие сейчас активно изучается и начинает свое шествие по стране. И ольхонский фестиваль – одна из первых точек его приложения.
Руководители театров учились выстраивать «кардиограмму пьесы» с Владимиром Байчером, преподавателем режиссерского факультета РИТИ/ГИТИС, по методу действенного анализа на примере пьесы «Папа» французского драматурга Флориана Зеллера. Они искали в тексте указания на события и отвечали на вопрос: «Что случилось?».
Сценречью с участниками фестиваля занималась Татьяна Федюшина, сцендвижением – Олег Снопков, преподаватель кафедры сценической пластики ГИТИСа. А мастер-классы по актерскому мастерству вел Владимир Токарев, актер музыкального театра «Экспромт», выпускник «Факела», участвовавший в самых первых фестивалях на Ольхоне. Он вернулся сюда спустя 17 лет – уже в качестве педагога!
• • •
– Из всех любительских фестивалей я приезжаю только сюда, – признался Владимир Байчер, который был одним из отцов-основателей фестиваля. – Я считаю, что «Сибирская рампа» – лучшее, что есть сегодня на театральной карте России. Потому что он уникальный, изумительный, открытый. И люди, которые приезжают сюда, приезжают с открытой душой, с искренними чувствами. А всё благодаря тому, что у этого фестиваля грандиозный рулевой – Александр Иванович Кононов.