Летом всегда есть куда направить семейную активность: природа, дача, далекие и близкие путешествия. Хочется многого, но каждую отдельную семью в определенные рамки ставят финансовые возможности и другие условия, с которыми приходится мириться: например, долгожданный отпуск у взрослых выпадает не на теплый сезон, а на зимние месяцы. Поэтому для некоторых детей практически единственными местами, где они могут провести своё лето, остаются дворовые площадки, городские парки и аттракционы. Чем младше ребёнок, тем больше у него энергии, направленной в сторону батутов, качелей, машинок и разного другого, мимо чего пройти выше его сил. И хорошо, если взрослые понимают, что летний отдых детей нужно организовывать с учетом особенностей их возраста и эмоционального состояния.
Разберем психологическую сторону нескольких ситуаций. Бабушка с внуком примерно четырех лет гуляют в одном из ангарских парков. Мальчику хочется всего. Но «всё» стоит приличных денег, и настроение женщины портится по мере удовлетворения активности внука: 150 рублей – батут, 150 – машинка, 100 – «половить рыбок», а ещё ему хочется мороженого и разных вкусняшек… Вкупе получается немаленькая сумма.
Отказать любимому внуку бабушка не может, да и ответом на отказ могут быть слёзы, плач, возможно, истерика, то есть всё то, что взрослые называют капризами. Женщина звонит маме ребенка: «Больше гулять с ним не пойду, обещал ничего не просить, а сам остановиться не может!»
На самом деле ребенку 3-4 лет, когда вокруг много всего интересного, остановиться действительно сложно. Мышление наглядно-действенное, конкретное: увидел что-то для себя привлекательное – и вся детская энергия направляется туда. В этот момент оторвать его от желаемого объекта можно только силой.
Поэтому, отправляясь с малышом в парк, ставьте цель и по дороге настраивайте ребенка в доступной форме, скажем, только на батут, причем не раз повторите, что идете именно к нему. После того как ребенок вдоволь напрыгался, ждите его с каким-то сюрпризом, достаньте из пакета игрушку, которую он ещё не видел, и эмоционально представьте её. После чего быстренько пройдите мимо остальных аттракционов к выходу.
Если вы знаете, что в парке вашего малыша сложно будет остановить, то, наверное, не стоит пока водить его в места большого скопления разных аттракционов, станет постарше – нагоните. Играйте с ним в игры дома, на площадке во дворе, помогайте развивать простые сюжеты: вместе делайте куличики из песка, ходите на прогулку с игрушками-зверюшками, соревнуйтесь «на машинках» и т.д. Дошкольники живут играя, но и этим приемам их нужно учить.
• • •
Примерно к 5 годам приоритеты детей меняются, игра остается очень важной частью их жизни, но не менее важным становится стремление играть вместе с другими детьми, со сверстниками.
На детской площадке мама с сыном лет шести. Мальчик рвется к ребятам, ему хочется познакомиться, играть с ними, но мама проявляет строгость. Как только ребёнок отдаляется, женщина строго зовет его к себе и всякий раз повторяет:
– Куда пошел? Будь рядом, иначе пойдем домой…
– Мама, мне скучно.
– Раз скучно, значит, во двор на площадку мы больше ходить не будем!
При этом сама мама не отрывается от смартфона, весело общаясь с подругой.
Унылый ребёнок мается рядом, пытается привести маме собственные аргументы в пользу знакомства с мальчиками и девочками, но она непреклонна: видимо, в её представлении это и есть прогулка.
Однако лишать ребенка совместных игр с другими детьми – это мешать нормальному развитию его психики. Общаясь со сверстниками, ребёнок развивается, пополняет запасы игровых, а стало быть, и житейских умений, через игру он получает навыки выхода из разных ситуаций, спонтанно возникающих в процессе игрового взаимодействия.
Для детей старшего дошкольного возраста быть вместе с другими ребятами очень важно, в одиночестве им грустно и одиноко. Именно в этом возрасте дети начинают понимать, что такое грусть и одиночество, чего ещё нет в 3-4 года, когда ребёнок хорошо переключается.
• • •
На детских площадках и в парках в общении детей и взрослых можно увидеть многое из того, что вызывает, по меньшей мере, недоумение. Например, отец настаивает, чтобы семилетний мальчик подтягивался на турнике. У ребенка не получается, а мужчина, вместо того чтобы научить, подшучивает над сыном, любуясь собой, сам подтягивается несколько раз.
Ну разве так учат? Сначала нужно показать, а потом помочь освоить, поддержать, одобрить усилия, создать положительный эмоциональный фон, похвалить за пусть небольшие, но результаты. И так во всем, чему вы хотите научить своего ребенка. Казалось бы, элементарно, но далеко не всегда взрослые это понимают. Хочется надеяться, что отец мальчика признает неправоту и изменит свой подход к общению с сыном.
• • •
Лето пролетает очень быстро. Поэтому постарайтесь в оставшееся время организовать для своих детей качественный отдых с пониманием их личностных, возрастных особенностей и актуального эмоционального состояния.
Учитывать настроение детей – это не значит потакать их капризам. Это прежде всего уважение к чувствам ребенка и стремление создать эмоционально-положительную атмосферу вокруг него. Если дети живут в благоприятной обстановке, они воспринимают окружающий мир позитивно. А позитивный взгляд на мир – залог будущей успешности!
Татьяна Бичевина,
медицинский психолог диспансерного отделение ИО ПНД