Рубрика
Ангарск и Ангарчане
47-летний ангарчанин Денис Чириков обладает удивительным свойством оказываться в гуще событий – увлекательных, необыкновенных, порой опасных. Это мы поняли, когда он работал в нашей газете фоторепортером. Благодаря умению попадать в нужное место в нужное время он нередко делал эксклюзивные снимки для газетных публикаций. Но в последние три года, признается Денис, фотокамеру приходится брать в руки всё реже. Потому что заняты эти руки другим – в составе групп добровольцев он ездит на тушение лесных пожаров, помогает ликвидировать последствия больших наводнений, а год назад стал участником поисковой операции потерпевшего крушение Ан-2.
…19 июля 2020 года самолет
Ан-2 авиакомпании «Феникс» с бортовым номером 71276 вылетел из посёлка Кырен Республики Бурятия. Он должен был определить область химической обработки лесов от тутового шелкопряда с воздуха. На борту находились шесть человек: два члена экипажа и четыре пассажира, которые были пилотами других самолетов, – Виталий Мациевский, Николай Ушаков, Олег Боев, Андрей Никитушкин, Павел Побокин и Эдуард Понеделков. Летчики изучали территорию и определяли траекторию своих полетов и посадок. Но в назначенное время экипаж на связь не вышел и до наступления темноты в Кырен не вернулся. Уже с утра следующего дня в воздух на его поиски подняли два самолета Ан-2 и вертолет Ми-8. Потом количество задействованной авиатехники будет достигать 6-8 единиц. Кроме самолетов и вертолетов искать пропавший борт будут пешие группы, а также беспилотники Минобороны и поискового отряда «Лиза Алерт».
«Как только новость о пропавшем в горах самолете появилась в соцсетях, я стал пристально изучать карту Тункинского района, – рассказывает Денис Чириков. – Хотелось понять, что там случилось. Так как по специальности я авиационный инженер, у меня возникли определенные идеи по поводу того, где следует искать упавший борт. Я позвонил в бурятский поисково-спасательный отряд и предложил свою помощь. Уже через несколько дней мы заходили в Тунку на поиски».
Но первые недели и месяцы поисковой операции результатов не принесли – Саяны надежно укрыли упавший Ан-2. К октябрю с воздуха было обследовано 37 тысяч квадратных километров в Окинском и Тункинском районах Бурятии, а также в Слюдянском, Черемховском и Усольском районах Иркутской области. Кроме того, беспилотники «прочесали» 1,7 тысячи квадратных километров, а пешие группы обошли 685 квадратных километров. Кроме собственно поисков спасатели и местные власти занимались опросом жителей. Проверялись сообщения о срезанных верхушках деревьев; о найденных обломках самолета (оказалось, что они принадлежат другому борту, который разбился в 2019 году); о том, что сигнал телефона одного из пропавших поймала вышка сотовой связи. Поступало даже сообщение, что самолет упал в одно из Могойских озер в Черемховском районе, подкрепленное шаманскими «видениями». Водолазы обследовали восемь водоемов, но безрезультатно.
Поиски осложняло то, что аварийный радиомаяк на пропавшем борту не сработал, а точный маршрут самолета не был известен. По словам начальника координационного подразделения Сибирского авиационного поисково-спасательного центра Виктора Дрегера, экипаж не уведомил органы управления воздушным движением о вылете. В итоге предполагаемая территория падения самолета была огромной. Искали, что называется, иголку в стоге сена.
«Местность там очень сложная – горы сменяются непролазной чащей, – рассказывает Денис. – Но мы не прекращали поиски – раз за разом заходили небольшими группами на 6-9 дней, согласовывая маршрут с поисково-спасательным отрядом (руководитель БСПО Шубин). Всё это время я взаимодействовал и с родственниками пропавших пилотов, которые взяли на себя материальную часть поисков групп добровольцев, – на их средства закупались экипировка и питание. Несколько походов с нами совершил сын летчика Олега Боева – Сергей. Он на себе испытал все тяготы наших поисковых вылазок в горы. Трудные подъёмы в горы, скользкие камни, таежный гнус, близость диких зверей. И холод – он сопровождал нас постоянно. Работали по снегу, обходили ледники. Когда летом в городе жара, в горах может быть минусовая температура. А мы из-за трудных подъёмов старались заходить налегке, брали только самое необходимое. Было и несколько действительно опасных моментов».
На зиму поиски были прекращены. Но только на местности. Потому что и спасатели, и их добровольные помощники продолжали изучение горного лесного массива Восточных Саян на картах и анализ данных вышек сотовой связи, которые в день падения самолета регистрировали телефоны пилотов в последние минуты из жизни. В итоге район поиска удалось сузить до участка 9 на 15 километров. И находился он в районе реки Билюта, куда и отправилась группа Дениса Чирикова весной 2021 года – сразу, как только позволили погодные условия.
«Мы в мае совершили две вылазки, – рассказывает он. – Снега в этом году навалило много, что очень затрудняло движение по горам. Хочу уточнить, что поиск ведется не по техническим тропам, по которым идут туристы, а по не хоженным ранее маршрутам. Приходилось обходить ледники. К тому же спасатели предупредили нас о близости медвежьей лежки в этих местах. В одном из майских походов с нами была иркутский поисковик-кинолог Ксения Пономарёва со своей собакой – пес был дополнительной страховкой на случай приближения хищника. Мы пробивались то на одну вершину, то на другую – пусто! Но все понимали: этот сезон должен быть результативным – ну не мог самолет пропасть бесследно и навсегда! Общение с родными летчиков, сопереживание им добавляло уверенности, что надо во чтобы то ни стало найти этот Ан-2. Так что в июле мы еще раз пошли в район Билюты».
По словам Дениса Чирикова, очень многие оказывали посильную помощь в поисках самолета. Его искали и местные охотники, и туристы. Когда волонтеры встретили на технической тропе группу молодых людей из Новосибирска, идущих в сторону Шумака (семь человек вышли в поход 18 июля и свой путь начали с поселка Тагархай), то попросили и их внимательно осматривать окрестности по пути. Через несколько дней эти туристы и нашли обломки упавшего самолета. Они немного отклонились от своего маршрута, пошли более длинным путем и на закате заметили на одной из сопок синий предмет, нехарактерный для горного ландшафта. Они подошли ближе – и увидели обломки самолета и останки шести человеческих тел возле него.
Почему обычные туристы нашли Ан-2, а спасатели и добровольцы – нет? По словам Дениса Чирикова, этот вопрос сейчас задают многие и на разных уровнях. «У туристов это была случайная находка, а мы бы всё равно позже вышли на это место – самолет находился в границах обозначенного квадрата поиска, – говорит он. – Борт был расположен на высоте 450 метров перевала №13 (рядом с известным перевалом Байконур) таким образом, что сливался с каменными глыбами и был незаметен с воздуха. Даже после сообщения точных координат его нахождения первая попытка спасателей и следователей приземлиться туда на вертолете не увенчалась успехом».
25 июля новый Ми-8 с сотрудниками МЧС и двумя представителями Следственного комитета произвел посадку на подобранную площадку на высоте 2700 метров в пяти километрах от разрушенного воздушного судна. Спасатели преодолели этот путь в течение двух часов. Поиск и сбор всех фрагментов тел погибших занял больше суток (сейчас они находятся на экспертизе). На следующий день на усиление прибыли ещё три спасателя. Регистрационный номер самолёта обнаружить не смогли, потому что фюзеляж после удара о гору загорелся. Установили, что это тот самый борт, только по номеру воздушного винта.
«Поисковая операция длилась 317 дней, и это было очень сложно – как физически, так и морально. Порой просто изматывающе, – признается Денис. – Но я не жалею, что принял в этом участие. Искренне соболезную всем близким погибших. Как вышло, что опытные летчики попали в такую беду? Вопрос пока открытый. Надеюсь, следствие установит истинные причины трагедии».