После двух лет перерыва в конце июля на острове Ольхон завершили свою работу Международный летний театральный центр и (в его рамках) XXI Международный фестиваль любительских театров «Сибирская рампа» имени народного артиста Юрия Авшарова.
После 17 лет перерыва на фестиваль приехал выпускник ангарского театра «Факел» Владимир Токарев, ныне артист Московского музыкального театра для детей и молодежи «Экспромт». Приехал как театральный педагог, чтобы заниматься с участниками «Сибирской рампы» актерским мастерством.
– Володя, расскажи, как начинался твой путь к театру. И почему ты пришел в «Факел»?
– Я учился в гимназии №1, которую и сейчас возглавляет Людмила Раевская, ходил в художественную школу №1 и занимался в детском литературном объединении Надежды Кудашкиной во Дворце пионеров. Мы придумали ему название – ЮЛАНГА (Юные литераторы Ангарска), своими руками делали книжки, учились стихосложению. И где-то меня увидел Александр Кононов. Помню, во время урока литературы мне передали от него записку с приглашением прийти в театр «Факел» – он тогда был в «Современнике». Это повторялось трижды, пока я наконец не пришел на репетицию. На стенах репетиционной комнаты – маски, флаги (мне объяснили, что это флаги стран, где театр побывал на гастролях). Все артисты взрослые, что-то кричат, размахивают руками. Репетировали «Сон в летнюю ночь» Шекспира. Первое впечатление было – какой-то сумасшедший дом! Подумал тогда: «Я сюда больше не приду». Но Александр Иванович настаивал – и на слабое возражение, что у меня не будет времени на выполнение домашних заданий, сказал: «В театре будешь уроки делать». Так я и сидел с тетрадками перед сценой, на которой шли репетиции, а когда нужно было – выходил и играл. Кстати, моей первой ролью стала Стена, через которую шептались Пирам и Фисба во «Сне в летнюю ночь». Как «уснул» тогда – так до сих пор не просыпаюсь.
– Ты был с «Факелом» на самом первом фестивале на Ольхоне в 2000 году?
– Да! Мы тогда повезли на остров спектакль «Сон в летнюю ночь», показывали его прямо на мысе Бурхан, возле «театральной» лиственницы. Фестиваль сыграл большую роль в выборе моего жизненного пути. Педагоги из театральных вузов Москвы – это же что-то необыкновенное! Это другая жизнь, другой язык. Занятия на взаимодействие с партнером, на доверие, которые Владимир Байчер проводил прямо на Сарайском пляже, казались волшебством. Первое занятие запомнилось на всю жизнь: мы взяли мешки и стали убирать мусор, – хотя никаких туристов, кроме нас, на Ольхоне тогда не было, электричество давали на час в день. А потом «Факел» съездил в Германию, побывал в Москве – и это окончательно уверило меня в том, что я хочу играть в театре, жить вот этой, другой жизнью.
– И тем не менее в театральный вуз ты пришел не сразу?
– После школы я поступил в иняз, на специальность «Связи с общественностью». Там тоже был студенческий театр, и мы даже съездили на фестиваль в Екатеринбург со спектаклем «Дон Кихот». Но того, что получал на парах, мне не хватало, хотелось больше жизни, страсти, действия. При этом я успел, прежде чем уйти в академический отпуск на третьем курсе, занять первое место на конкурсе в Санкт-Петербурге с работой «Искусство и пиар». Затем мы съездили с «Факелом» в Латвию – возили спектакль «Свободная пара», где я играл вместе с актрисой Натальей Галковой. И на обратном пути я просто остался в Москве. Один. Владимир Байчер, педагог-режиссер, с которым Александр Иванович создавал ольхонский фестиваль, взял меня к себе сразу на второй курс в Международный славянский институт имени Г. Р. Державина. Так я попал в мастерскую к народной артистке Людмиле Ивановой – Шурочке из «Служебного романа».
– Судя по тому, что ты остался в созданном Людмилой Ивановой театре «Экспромт», она была для тебя большим авторитетом.
– Говорили, что Людмила Ивановна не берет студентов, которые не прочитали «Войну и мир» Толстого. А условием «зачисления» для меня стало посещение Музея декабристов в Иркутске – я и в самом деле там никогда до этого не был. «Приедешь осенью – расскажешь», – заявила она. А на четвертом курсе устроила меня монтировщиком к себе в театр «Экспромт». И тогда же доверила роль Данилы-мастера в спектакле «Медной горы хозяйка» по мотивам сказов Павла Бажова. Для Людмилы Ивановны это был знаковый спектакль. Кокованю играл ее первый ученик Виктор Тульчинский, актер театра «Современник», и Людмила Ивановна говорила, что в постановке играют ее первый и последний ученик, имея в виду меня. Но после этого, слава богу, у нее было еще несколько выпусков. К себе в детский музыкальный театр Людмила Иванова взяла несколько человек с курса. У меня было приглашение в Губернский театр, кроме того я играл Серебренникова в «Дяде Ване» Чеховской студии в Мелихово, у Владимира Байчера. В итоге выбрал «Экспромт», хоть и не актер музыкального театра.
– Володя, ты не только актер, но и театральный педагог, да и сюда, на фестиваль, приехал именно в этом качестве.
– Я занимаюсь актерским мастерством с детьми в Балашихинском музыкальном театре «Орфей» и в детской профессиональной тренинг-студии кино «Актер». Возраст – от четырех лет. А на фестивале я не первый и, уверен, не последний выпускник «Факела», который приезжает как педагог. До меня здесь был Алексей Самойлов. Я испытываю гордость за наш родной театр: Александр Иванович выпустил целую плеяду актеров и режиссеров, которые стали профессионалами.
– А каково было работать в экспертной комиссии фестиваля рядом с двумя своими педагогами: Александром Кононовым и Владимиром Байчером?
– С тремя! Татьяна Сергеевна Федюшина преподавала у меня сценическую речь. Интересно, конечно, получилось. Было некоторое смущение, но и удовлетворение от того, что мое понимание театрального процесса верное. Я продолжаю у них учиться, побывал на их тренингах, вижу, что они тоже меняются… Мне вообще очень везло в жизни на педагогов. Как-то так получалось, что я переходил от одного к другому, и рядом всегда был наставник: Надежда Николаевна – Александр Иванович – Владимир Григорьевич – Людмила Ивановна… Может быть, появится кто-то еще.
– Володя, не могу не спросить о твоих любимых ролях.
– В этом мне тоже везет – в театре меня приглашают на самые разные роли, не дают застревать в каком-то амплуа. Начиналось с героических персонажей, сейчас острохарактерные. В «Факеле» в 2003 году играл Дон Жуана в спектакле по пьесе Мольера – там был задействован весь «цвет» театра. Мне было так жалко его, я, видимо, в этом образе проживал что-то свое, личное. И это был шажок к профессионализму, когда переживаешь не за себя, а за героя, погружаешься в его проблему. Другая роль, которая потрясла, – роль Жадова в выпускном спектакле «Доходное место» по Островскому. Было впечатление, что Жадов «подпортил» мне характер. Мы еще год играли этот спектакль на сцене театра «Экспромт». Сейчас я исполняю роль Сильвио в «Слуге двух господ» Мольера, есть роли в его же «Мнимом больном» – никогда о них не мечтал, но они мне очень нравятся.
– Многие профессиональные актеры разочаровываются в профессии. Как ты относишься к этой проблеме?
– Не знаю, мне до сих пор очень интересны новые роли, проекты, интересно погрузиться в педагогику. У меня к театру свое, несколько эгоистичное отношение. Например, хочется понять, что может мой организм, какую новую черту характера откроет следующая роль. В театре сейчас наступают перемены. Тоже интересно. Я, наверное, не случайно именно в этом году – не раньше и не позже – приехал на фестиваль на Ольхоне. С одной стороны, был среди своих, с другой – сдавал экзамен. Он стал для меня большим тренингом. Буду думать над новым опытом.
– Надеюсь, ты еще не раз сюда приедешь – к старым друзьям и за новым опытом!