Мы поздравили Наталью Геннадьевну с ее творческим юбилеем и побывали в школе искусств №2 у юных скрипачей на репетиции. После неё Наталья Геннадьевна любезно согласилась поговорить с нами.
– Музыка – такой вид искусства, который требует, чтобы им занимались с раннего возраста, – рассказывает Наталья Киселева. – Особенно это касается игры на скрипке. Если ребенку семь лет, то начинать уже поздно. Что значит заинтересовать трехлетнего ребенка игрой на скрипке? Это опуститься на его уровень. Достучаться до души каждого ребенка. Сделать занятие интересным, захватывающим театрализованным представлением.
Обучение музыкальному искусству не означает только стоять и пиликать на скрипке. Методика преподавания включает в себя игровые моменты, психологические подходы к каждому ребенку. Необходимо настраивать детей на репетицию, удерживать их внимание на протяжении урока, который выстроен так, чтобы установить контакт между ребенком на сцене, родителями в зале и преподавателем. Если добился такого творческого союза, то занятие считается успешным.
На репетиции много внимания уделяется практическим играм. Дети лепят музыку из пластилина. Они рисуют ее фломастером, изображают мимикой.
Раньше я начинала учить детей, как только они достигали четырехлетнего возраста. Потом стала набирать трехлетних ребятишек, сейчас беру двухлетних. В музыке используется много терминов на итальянском языке, изучение которых способствует улучшению памяти. Благодаря технике освоения музыкального инструмента у детей развивается моторика. Они учатся понимать ритм, различать ноты. Это важные моменты в общем развитии маленького человека.
Кроме того, такие уроки идут на пользу и родителям. Они вместе с детьми приобщаются к музыке. У меня даже есть номер в концертной программе, где родители исполняют музыкальное произведение на скрипках.
– В каком возрасте к детям приходит понимание музыки? Когда они осознанно начинают играть на музыкальном инструменте?
– Дети понимают все с самого начала. Вот вы сейчас присутствовали на репетиции, где дети играли «Машеньку». На примере этого произведения они учатся понимать ритм, отличать длинные ноты от коротких. С пяти лет они уже начинают играть осознанно. Заниматься самостоятельно они могут с 10 лет. У одних это происходит раньше, у других чуточку позже. Это зависит от воспитания, концентрации внимания, интеллекта. Все дети развиваются по-разному.
Я беру в свою группу всех, кто хочет научиться играть на скрипке. При правильном подходе к обучению понимать музыку и исполнять произведения могут все ребятишки. Для меня важно развить в ребенке творческие способности.
– В Японии был такой профессор Шиничи Сузуки, который первым предложил обучать игре на музыкальных инструментах детей с 3-летнего возраста. Сейчас его труды являются национальным достоянием Японии. Быть может, и вам стоить запатентовать свою методику преподавания?
– Моя методика сводится к любви к детям и музыке. Я проводила методические семинары музыкальным педагогам. Насколько мне известно, сейчас, кроме Ангарска, еще в Братске и Чите обучают детей игре на скрипке с трехлетнего возраста.
В работе с детьми обязательно должно присутствовать творческое вдохновение. Оно дается откуда-то свыше. У ангарского писателя Владимира Максимова есть строки: «Когда человек говорит с богом – это молитва, когда бог разговаривает с человеком – это творчество».