Да не обидятся на меня герои публикации, но, учитывая наличие в репертуаре театрального объединения «Родничок» спектакля «Дикий», действие которого проходит на птичьем дворе, этот заголовок вполне может сойти за удачную шутку!
Чуть больше четырех лет назад, 30 апреля 2017 года, на сцене Дворца творчества детей и молодежи состоялся бенефис выпускников «Родничка» под названием «Дети Мельпомены». Сразу семеро ребят из девятой студии, окончивших 11 класс, покидали театр, любимых педагогов во главе с режиссером Тагиром Хамитовым и отправлялись учиться.
Кажется, что это было только вчера. Четыре года пролетели незаметно. А обнаружилось это неожиданно: в Ангарск к родным приехал бенефициант 2017 года Павел Шинкаренко. Приехал, окончив знаменитую «Щепку» при Малом театре – Высшее театральное училище имени Михаила Щепкина. Приехал профессиональным столичным актером.
Паша предложил провести для артистов родного театра мастер-класс. 13 и 15 августа он встретился во Дворце творчества с актерами «13-й студии». В эту студию приходят выпускники «Родничка», которых взрослая жизнь так и не сумела разлучить с театром, либо родители тех ребят, которые занимаются или занимались в театре, – не сумевшие противостоять его чарам.
Именно в «13-й студии» сегодня играет еще одна выпускница 2017 года – Екатерина Войтова. Она училась в соседнем Иркутске, поэтому все четыре года была рядом.
Тренинг, который Павел Шинкаренко предложил «родничковцам», заслуживает особого внимания. Он свидетельствует о том, что в обучении актерской профессии происходят перемены. Это не были привычные упражнения на импровизацию, тренировку внимания, чувство правды и контакт с партнером. Хотя контакт с партнером здесь, несомненно, был. Просто подход к этой первостепенной задаче любого актера – профессионала или любителя – был совершенно иным.
– Станиславский делится на раннего и позднего, – пояснил Паша, попросив прощения за «нудную теорию». – Изучают обычно только раннего, который, погружая актера в предлагаемые обстоятельства, добивался правды на сцене. А поздний Станиславский изучал йогу и энергию, но не успел довести свои новые знания до уровня системы. Его последователем был польский театральный режиссер, педагог, теоретик театра Ежи Гротовский. А мне и моему курсу эту информацию передал другой театральный режиссер, педагог и исследователь – Юрий Альшиц. Актеры привыкли думать, идти по задаче и совсем забыли об энергии.
Во время мастер-класса в аудитории плескалась энергия. Самая разная: энергия разума, фантазии, искренности и страсти. Паша показывал, как можно вызвать её в себе и передать в пространство и партнеру. Подобная тренировка обогащает актерский инструментарий, помогает очищаться от застоев энергии, которые мешают на сцене взаимодействовать с другими актерами. Тренинг был направлен на энергетическое раскрепощение. По сути, все упражнения, которые показал Павел, позволяют актеру, как проводнику какой-либо энергии, становиться более гибким, а также – понимать свои сильные и слабые стороны, чтобы знать, над чем работать.
– Берегите своего партнера, – делился Павел с актерами «Родничка», – партнер – это самое ценное, что у вас есть. Помните, что ваш партнер – живой человек, заботьтесь о нем.
Вот так за считаные годы мудреют «родничата», возвращаясь на побывку в родной город с новыми знаниями.
Нынешним летом почти все выпускники 2017 года заглянули в свой «Родничок», были замечены они и на Ольхоне во время театрального фестиваля. Кстати, еще двое «детей Мельпомены» стали актерами-профессионалами: Максим Гореславец, окончивший Новосибирский государственный театральный институт и уехавший работать в Пермский академический театр «Театр», и Максим Клиновицкий – после окончания Красноярского государственного института искусств.