Остались считаные дни до того момента, когда бывшие детсадовцы, которым в этом году исполнилось семь лет, переступят порог школы. Для этих ребят начнется новый и очень важный этап жизни. Еще задолго до начала учебного года родители будущих первоклассников начинают переживать: успешно ли их ребёнок адаптируется в классе, повезёт ли ему с учителем, с одноклассниками, будет ли он хорошо усваивать учебную программу?
Сами будущие первоклассники пока знают о школе лишь понаслышке, на вопрос, хотят ли они туда пойти, большинство бойко отвечает: «Да!» Однако стоит только ребенку ответить по-другому, градус беспокойства взрослых тут же возрастает, и они всеми силами стараются убедить малыша, что в школе всё просто замечательно: дескать, ему обязательно понравится.
Хотя порой сами взрослые накаляют предшкольную обстановку своими характеристиками, агрессивно направленными в адрес ребёнка: «Ты ещё не все буквы знаешь, как будешь учиться? Все дети хорошо читают, а ты… Не можешь пять минут посидеть спокойно – как на уроках будешь?!» И так далее. После этого некоторым детям ничего не остаётся, как воспринимать свою будущую учёбу в качестве процесса мрачного и им недоступного. В отчаянии бывшие дошкольники говорят: «Мам, пап, сходите в садик, может, меня обратно туда возьмут...» Вот такие предшкольные противоречия иногда возникают.
• • •
Хотелось бы напомнить родителям, что семья – это система, где каждый член семьи зависит от каждого. А дети в силу их возраста больше, чем остальные. Поэтому сегодня не лишними будут несколько рекомендаций не только особо тревожным мамам и папам, но и всем родителям, чьи ребята впервые переступят порог учебного заведения.
Первое. Не говорите ребёнку, что школа – это крайне тяжёлое испытание, что детство закончилось и впереди взрослая жизнь с множеством напряжений и опасностей.
Второе. Если дети успешно справлялись с программой детского сада, значит, в интеллектуальном плане они к обучению в целом готовы. Но у части детей дела могут обстоять иначе из-за индивидуальных особенностей. Это нужно понимать и воспринимать спокойно.
Третье. Организуйте для ребёнка импровизированные уроки: вы – учитель, он – ученик, а потом поменяйтесь ролями. Используйте в игре школьную атрибутику: тетрадки, ручки, прописи. Создайте атмосферу учебной деятельности, прикрепите лист бумаги на стену (это будет доска), напишите на листе задания, покажите в игре, как учитель общается с учеником. Возможно, эту миссию возьмут на себя бабушки, дедушки или другие члены семьи, кому позволяют возможности и время. Игры займут не так много времени, а польза от них будет большая!
Четвертое. Если ребёнок устал выполнять упражнения, делайте паузы, но постепенно приучайте, чтобы в течение 15-20 минут он мог заниматься выполнением заданий, приводя их к логическому завершению. Подобные игры должны происходить в доброжелательной, поддерживающей детей обстановке, без раздражения и иронии со стороны взрослых.
Пятое. Подарите будущему первокласснику будильник. Научите его понимать время и распределять его. Скажите: «Когда стрелочка будет на этой цифре, мы закончим занятие и пойдем гулять в парк».
Шестое. При неудаче во время домашних уроков не критикуйте, не наказывайте ребёнка. Говорите: «У тебя сегодня не получилось, но, если постараться, всё получится. Я рядом, я помогу».
Наберитесь терпения, не раздражайтесь. Ребёнок, которого часто критикуют или ругают за плохо сделанную работу, начинает бояться браться за любое дело, лишь бы не ставить себя под угрозу неодобрения и насмешки близких.
Седьмое. Родители примерно знают возможности своих детей, не надо ждать, что если вы упорно будете заниматься с ними дома, то в настоящей школе произойдёт чудо, и они начнут выдавать удивительные для всех окружающих результаты. Психические и интеллектуальные перенапряжения вряд ли приведут к достижениям. Ведь не столько важен объём знаний ребенка, сколько его умение и навык использовать уже полученные знания. Важнее не то, что ребёнок умеет (например, считать до ста – он это заучил механически), а то, что в пределах десятка способен складывать и вычитать, может соотнести количество предметов с конкретным числом и так далее.
То же самое с алфавитом. Можно запомнить всего несколько гласных и согласных, но уже освоить слияние и читать по слогам. Кстати, важно, чтобы чтение было слоговым, а не «буквенным». Хотя само знание алфавита и счет до ста – это хорошо.
Восьмое. Прежде чем быть требовательными к детям, в том числе и в сфере организации времени, посмотрите на себя; воспитание – это не нравоучения и нотации, а собственный пример, поведение, отношение к делу, людям, жизни.
Девятое. Расскажите ребёнку несколько интересных эпизодов из вашего детства, связанных с учителями, одноклассниками, покажите ему свои школьные фотографии. Пусть у него складывается положительный образ школы и того, что с ней связано.
Десятое. Прогуляйтесь вместе с будущим первоклассником от дома до школы и обратно, спокойно объясните особенности маршрута. Если на пути есть дорога – расскажите, в каком месте её лучше правильно перейти. Пусть ребёнок под вашим наблюдением несколько раз сделает это самостоятельно.
Одиннадцатое. Если ваш дошкольник упрямится, стремится уединиться, плачет без видимых на то причин, не обязательно внешне связанных с будущей учебой, не оставляйте этот факт без внимания. Спокойно и заинтересованно поговорите с ним, помогите разобраться с его настроением и сделайте всё, чтобы переключить ребенка на позитив. Старайтесь сами в жизни видеть больше положительного, будьте оптимистами.
• • •
И в завершение. Начало школьной жизни – естественный период в жизни каждого человека. Помогите вашему будущему ученику пройти его ровно и спокойно, без лишней суеты и волнения, с уверенностью в своих силах и положительным настроем. Пусть первый школьный опыт станет для ребенка позитивным, и он с радостью будет спешить навстречу новым знаниям!
Бесплатную помощь специалиста можно получить, позвонив на круглосуточный телефон доверия: 086, с моб. телефона – 8 (3955) 564-986.
Татьяна Бичевина,
психолог Ангарского филиала ОГБУЗ «Иркутский областной психоневрологический диспансер