Наше тыкающее по кнопкам телефонов и компьютеров поколение даже и представить себе не может, как трепетно относились к письму в Древнем Китае. Прежде чем приступить к начертанию иероглифов, монахи делали специальную дыхательную гимнастику, читали молитву, медитировали, растирали в ступе круговым движениям минералы, приготавливая краску. Кисть в руки они брали только тогда, когда прочувствовали всё, что должны написать. Это не просто письменность, это целая философия! Китайской каллиграфии свыше пяти тысяч лет – она невероятно сложна и интересна. И тем удивительней, что в нашем городе есть мастер, который обучает ее азам. Вот уже второй год педагог-художник Екатерина Комиссарова проводит в Ангарске мастер-классы по рисованию тушью.
– Катя, расскажите, как вы сами пришли к этому искусству.
– Я профессионально занимаюсь акварельной живописью, и мне близко изобразительное искусство Востока, в частности Японии, основанное на расплывчатых, водянистых изображениях – таких малоцветных, полупрозрачных образах! Со временем я начала писать картины в японской технике суми-э. И в какой-то момент поняла, что могу и хочу обучать этому других. Долго думала, в каком формате это лучше преподавать, и пришла к выводу, что интереснее всего будет синтез японской живописи и китайской каллиграфии. На Востоке принято подписывать картины. Причем если наши художники просто придумывают название своей живописной работе, то восточные мастера включают фразу в сюжет полотна. Она должна нести в себе глубокий смысл и красиво звучать.
– Но для этого нужно знать китайский язык!
– Совершенно верно. И не просто знать, а уметь слагать на нем философские стихи! К сожалению, я не владею китайским, но у меня есть замечательная помощница. Ангарчанка Марина Перцева закончила Дальневосточный федеральный университет по специальности «Зарубежное регионоведение. Китай», прошла обучение по программе «Арт-менеджмент и музейное кураторство», организованной Третьяковской галерей, проходила стажировку в Китае. Сейчас дистанционно преподает английский и китайские языки. Вот она и составляет для наших картин фразы. Вместе с Мариной мы несколько раз проводили в Ангарске мастер-классы по рисованию тушью. К примеру, весной мы писал картину с рыбами: в зеркальной глади пруда, над которым склонились листья бамбука, кружат золотые карпы. Сопровождающие этот сюжет иероглифы дословно можно было перевести «Как рыба в воде» или «Круги на воде». Марина составила из них фразу: «Кто ищет, тот найдет». Иероглифы мы пишем в китайском стиле гохуа.
– Наверное, теперь многим будет интересно узнать, где проходят ваши мастер-классы и сколько они длятся.
– Вообще я преподаю живопись в клубе по месту жительства «Эврика» в 85 квартале. И многие занятия провожу именно там. Одно время мы организовывали мастер-классы в библиотеке №3, сейчас в основном собираем желающих на такие экспресс-уроки в Художественном центре. Вот и в ближайшую субботу там пройдет очередной мастер-класс, во время которого мы напишем прекрасную цветочную картину. Марина составила для нее фразу, которая переводится как «Весной – персики, осенью – хризантемы». В широком смысле она означает «Всему свое время». Как вы могли догадаться, на ней будут изображены хризантемы. Я немного адаптировала рисунок под нашу аудиторию – у японцев четное число цветов не считается чем-то траурным, и они часто изображают 2 или 4 бутона. Конечно, мы будем писать нечетное число цветов.
Что же касается продолжительности, то обычно мастер-класс длится от двух с половиной до трех часов. Поверьте, это время пролетает незаметно! Потому что каждая минута используется для овладения определенным художественным навыком, чтобы в итоге даже у новичка получись завершенная работа, которую он заберет домой. Раньше я еще готовила вводную историческую часть, рассказывала, как писали в Древнем Востоке, включала китайскую или японскую музыку. Сама была в национальном одеянии. Однако это всё занимает немало времени. А наша цель – за один мастер-класс освоить азы японской живописи и китайской письменности. Первые полтора часа мы учимся правильно держать кисть в руке, обмакивать ее в тушь, убирать излишки, выпрямлять кисть после написания элемента и отрабатываем начертание толстых и тонких линий в разные стороны, делаем запятые с разным нажимом и в разном направлении. Сложность и одновременно простота этого вида живописи заключается в том, что каждый элемент делается одним движением. Если в европейской живописи мы рисуем мазками – раз за разом создавая нужную форму, меняя ее в процессе рисования, то восточная требует одного прикосновения кисти к бумаге. И оно должно быть точным! К примеру, лист бамбука пишется резким движением. Если вести линию плавно, то получится всё что угодно, может быть, даже какая-то трава, но только не бамбуковый листок. Вот этому и обучаю взрослых и детей.
– Безумно интересно! А как добиваетесь объема изображения? Мне кажется, одним мазком этого не сделать.
– Да, тут свои приемы. Первым пишется дальний план изображения. Его нужно выполнять очень размытой краской. Начинающие часто боятся сильно разводить тушь, им кажется, что я предлагаю им рисовать… водой. Но те, кто понимает меня и следует совету, получают объемное двухслойное изображение. А всё ярко написанное дает плоскую картинку. Прелесть японской живописи – как раз в этих тенях, полупрозрачных разводах.
– А есть какой-то главный секрет успешного написания восточной картины?
– Есть. Нужно выбросить из головы всё лишнее, все проблемы, переживания, отказаться от суетливости, не спешить, погрузиться в себя, свои ощущения. Успокоиться и… остановить время. Да, сделать такое невероятное чудо, чтобы просто взять кисть, макнуть в тушь и коснуться бумаги.
– Катя, ну и спрошу еще про стоимость мастер-класса. Это платно?
– Да, занятия платные. Стоимость мастер-класса составляет 400 рублей. Сюда входит цена всех материалов, которые я предоставляю, ну и три часа на овладение уникальными знаниями и навыками. Записаться на ближайшее занятие можно по телефону: 8-902-172-69-46. Приходите 11 сентября отдохнуть от суеты и обучиться волшебству восточной живописи.