Одной из причин обращения родителей к психологу является плохая детская успеваемость. Так было у Ирины, мамы Антона. В этом году мальчик пошёл в шестой класс.
Ирина:
– Сын не хочет учиться! Начало года, а у него уже не только сплошные «тройки», но и «двойки», что делать – ума не приложу: постоянно ссоримся, посадить за уроки – проблема, а если и сядет, то тупо в книгу смотрит, лишь бы отстали. Как-то зашла, а у него между страницами телефон лежит. Забрала, но результатов ноль.
Ставлю разные условия. Говорю: «Начнёшь учиться – не только отдам телефон, но и новый куплю». Даже деньги предлагала за хорошие оценки. Ничто не помогает.
Муж мне не поддержка, у него одно: «Отстань от ребёнка, я тоже отличником не был, и ничего: и профессия нормальная, и на работе уважают». Вот так и бьюсь одна, ощущение тупика. Думала, может, хоть вы с Антоном поговорите.
Психолог:
– Давайте пообщаемся сначала с вами. Смотрите, сейчас ваша семья живет в постоянном напряжении: муж не хочет идти домой, ему надоели конфликты из-за учебы сына; вы обижаетесь на супруга за безучастность, раздражаясь из-за оценок Антона, и сердитесь на него; мальчик замкнулся в себе, не идёт на контакт, при этом количество плохих отметок только возрастает. Стало быть, надо что-то менять в своём поведении.
Ирина:
– Неужели надо пустить всё на самотёк и ждать, куда «кривая выведет»? Послушаться мужа и оставить Антона в покое?
Психолог:
– В подобных случаях родители, истратив силы на конфликты с детьми, к сожалению, впадают в другую крайность, говоря: «Раз не слушаешь меня, не хочешь учиться – делай как знаешь, больше я тебя не трону». И ребёнок, и без того находящийся в трудной для него ситуации (напряжение в семье и в школе), остаётся наедине с проблемой. Так быть не должно!
Даже взрослому человеку нелегко живется, когда что-то не получается и окружающие вместо помощи его за это критикуют. А ребенку – тем более, ведь у него еще нет большого опыта переживания трудностей.
Вот вы знаете, о чем думает Антон в одиночестве, какие чувства прячет за внешним равнодушием?
Ирина:
– Я пыталась с ним говорить. Спрашиваю: «Чего тебе не хватает? Всё, что нужно, есть: сыт, одет, обут, мы о тебе заботимся, только учись». Однако с ним невозможно общаться – отворачивается, закрывается, становится напряженным, грубит.
Психолог:
– Если ваш разговор начинается с упреков, то сложно ожидать другой реакции – таким способом сын от вас защищается. У него просто на данный момент нет других методов. Тем более что он и сам не знает, чего ему не хватает: ведь и вправду вроде всё есть.
Однако его неуспеваемость не имеет отношения к материальной обеспеченности. Что вы думаете о причинах плохой учебы Антона?
Ирина:
– Мне кажется, он просто ленится, ведь может же получать и «четверки», и «пятерки».
Психолог:
– На мой взгляд, ошибкой многих родителей является сложившееся мнение о том, что если ребёнок время от времени получал хорошие оценки, то он может получать их всегда.
Бывает, мы ждем (требуем) от детей положительных результатов их деятельности (не обязательно связанных с учебой), на которые они постоянно просто не способны в силу уровня развития мыслительных процессов, темперамента, характера, учебных навыков, интереса к самой деятельности и так далее.
Ирина:
– Что же делать?
Психолог:
– Главное – не потерять контакта с сыном. Он должен знать, что вы его принимаете любым: как успешным, так и не очень. Поговорите о том, что конкретно вызывает у него трудности в учебе, и предложите: «Давай подумаем, как это можно исправить». Общение должно быть заинтересованным, без напряжения, без угроз, без описания мрачных перспектив типа: «Если ты не начнешь учиться, то…». Будьте доброжелательны и спокойны, выразите уверенность в том, что с вашей помощью проблему ребенок преодолеет.
Внешне такой разговор кажется простым, но зачастую дается нелегко. Возможно, вы уже слишком далеко зашли по пути взаимных упреков и недовольства друг другом. Надо вернуться к равновесию. Ведь не является же успеваемость сына мерилом его ценности для вас: хорошие результаты – вы его любите, плохие – не любите?
Ирина:
– Конечно, нет.
Психолог:
– Но иногда своим поведением вы демонстрируете, что это именно так. Поэтому прекращайте жить в семейной зависимости от темы: «Опять «тройка» или «двойка», а значит – трагедия». Необходимо восстановить нормальную атмосферу в семье, рационально и трезво проанализировать возможности сына, просчитать варианты выхода из ситуации, подумать, кто бы мог помочь Антону в освоении учебного материала.
Ирина:
– Я не очень хорошо представляю себя спокойно разговаривающей с сыном после множества наших ссор и разборок.
Психолог:
– Сейчас мы с вами вместе (ведь вы знаете Антона как никто другой) подумаем и выстроим возможную линию вашего общения с ним. Каждый человек индивидуален: то, что подходит одному, может усугубить конфликт для другого. Нет рецепта, одинаково подходящего для всех семей, всех детей. Потому психологическое консультирование и называется индивидуальным.
• • •
Ирина обратилась к психологу. На данный момент это было правильным решением. У психолога есть специальное образование, опыт помощи людям в похожих ситуациях. Конечно, лучше всего обращаться к специалисту, о котором есть положительные отзывы тех, кому он помог.
И главное – не забывайте, что важнее всех оценок сам ребенок, общая сохранность благополучия, как его личного, так и ваших с ним отношений.
Круглосуточная бесплатная психологическая помощь: 086, 8(3955)56-49-86.
Татьяна Бичевина,
медицинский психолог Ангарского филиала Иркутского психоневрологического диспансера, отделение детской психиатрии