Пандемия сильно изменила привычный образ жизни многих людей – кто-то отменил долгожданную поездку за рубеж, а кто-то остался без работы. Ангарчанин Максим Шишлянников рискует лишиться единственного жилья: банк, предоставивший девять лет назад ипотеку на покупку двухкомнатной квартиры, готов выселить его на улицу вместе с находящейся в декретном отпуске женой и их малолетним ребенком. А началось всё с того, что полтора года назад Максим сам обратился в Сбербанк за предоставлением кредитных каникул. Он тогда и представить себе не мог, чем обернется эта обещанная государством льгота для предпринимателей…
Скажем сразу – вся эта история описана со слов Максима Шишлянникова и на основе представленных им судебных документов. На наш письменный запрос в пресс-центр ПАО «Сбербанк» поступил отказ комментировать ситуацию. А она, безусловно, заслуживает общественного внимания. Хотя бы потому что могла случиться со многими.
Максим Шишлянников не был крупным бизнесменом – он держал небольшое спортивное кафе в СК «Ермак», которое и в хорошие времена не приносило большого дохода, а с весны прошлого года вовсе стало убыточным. Как вы помните, с 28 марта 2020 года в Приангарье в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией был объявлен режим повышенной готовности к ЧС, повлекший за собой введение ряда жестких ограничений. 30 марта вышел указ губернатора с рекомендацией приостановить деятельность учреждений общепита. Одновременно с этим в регионе были отменены все массовые, в том числе спортивные, мероприятия, и небольшое кафе в «Ермаке» прекратило свою работу.
«Когда в СМИ было объявлено, что государство готово предоставить предпринимателям, чей доход в период пандемии снизился на 30 и более процентов, отсрочку по кредитам, я решил воспользоваться этой возможностью, потому что платить ипотечный кредит за квартиру стало нечем, – рассказывает Максим. – Вспомните реалии той весны: приём посетителей нигде не велся, все перешли на дистанционный режим учебы, работы и обращений в ведомства. Вот и я 16 апреля 2020 года подал свою заявку на кредитные каникулы на электронный ресурс ПАО «Сбербанк России». Через несколько дней после этого, 22 апреля, я получил тем же способом ответ, что моя заявка на предоставление кредитных каникул одобрена, мне прислали новый график платежей с очередным платежом в октябре 2020 года. 4 июня от банка пришло сообщение, что обновленный график платежей будет доступен в приложении «Сбербанк-онлайн». А 16 июня поступило еще одно сообщение – с требованием представить документы, подтверждающие снижение дохода, иначе льготный период будет отменен».
Вот с этой даты общение Максима Шишлянникова с представителями банка носит странный характер, как будто они перешли на разные языки и перестали понимать друг друга. По словам Максима, он неоднократно звонил, писал и приходил в отделение банка (эти факты подтверждаются записями телефонных разговоров по горячей линии, смс-сообщениями, заявлениями клиента), прося уточнить, какие именно документы ему нужно представить. И, как он утверждает, каждый раз ему называли разные документы и разные сроки их представления.
«Это в моих интересах было – воспользоваться льготой кредитных каникул, а потому я еще в первое обращение представил оригиналы и копии документов, в том числе налоговую декларацию за 2019 год и выписку по расчетному счету за 2020 год, – говорит Максим. – Да со мной без этих документов и разговаривать в банке не стали бы о кредитных каникулах! И тут «вдруг» оказывается, что я не представляю документы, хотя отсрочка уже одобрена с новым графиком платежей. Так я несколько месяцев ни у кого потом не мог добиться внятного ответа – что именно мне нужно донести! В итоге, проконсультировавшись в очередной раз по телефону с оператором Сбербанка, я еще раз собрал пакет документов и принес их в отделение банка в начале июля. На мой вопрос «Все ли необходимые документы мною представлены?» принимавший их сотрудник ответил: «Если чего-то не будет хватать, с вами свяжутся».
И с Максимом Шишлянниковым действительно связались – 17 июля ему пришло смс с номера 900: «Ваша заявка на кредитные каникулы одобрена», а 31 июля поступило уведомление об отмене льготного периода по уплате кредита в связи с отсутствием документов, подтверждающих снижение дохода. И обращения-звонки-переписка с банком вернулись в исходную позицию.
«Это было похоже на разговор слепого с глухим – какое-то безумие. И в августе я осознал, что речь идет уже не о предоставлении отсрочки, а о решении проблемы задолженности по ипотечному кредиту, – говорит Максим. – Ведь всё это время я полагал, что пользуюсь льготой, и не вносил платежи. В итоге я подал заявление на реструктуризацию долга. Когда 2 сентября мне удалось дозвониться до руководителя подразделения ПАО «Сбербанк» и я подробно описал ситуацию, а затем составил и письменное обращение, которое приняли в работу, мне казалось, что вопрос будет решен положительно. Но увы – 23 сентября мне пришло смс-сообщение с претензией. Банк требовал выплаты всей суммы долга по ипотечному кредиту – 1 миллион 57 тысяч рублей. Все дальнейшие попытки взаимодействия с сотрудниками Сбербанка в урегулировании вопроса ни к чему хорошему не привели – пока я в очередной раз собирал пакет документов из 13 наименований, банк подал иск в суд о расторжении кредитного договора, взыскании полной суммы долга и обращении взыскания на заложенное имущество путем продажи с публичных торгов за стоимость гораздо ниже рыночной. И в июле 2021 года судебная инстанция удовлетворила эти требования».
Само собой, Максим Шишлянников с этим решением не согласен: он подал и встречное исковое заявление, и апелляционную жалобу. Пока он с семьей по-прежнему живет в своей квартире, но чем закончится эта история – сложно предугадать.
«Истец выставляет меня в суде как недобросовестного плательщика, а я перед пандемией 8 лет исправно платил по ипотечному кредиту, нередко внося досрочные платежи, – говорит Максим. – И я не понимаю, почему банк поступил со мной таким образом. Знаю, что другие предприниматели смогли воспользоваться льготой кредитных каникул и каким-то образом успешно преодолели эту бюрократическую путаницу. Я же стал заложником обстоятельств и некомпетентности сотрудников финансовой организации, которая никогда не признает свою неправоту».
Возможно, у ПАО «Сбербанк России» есть не только сильные юристы и «железобетонные» кредитные договоры, но и весомые контраргументы словам Максима Шишлянникова. Однако, как было сказано выше, комментировать ситуацию кредитор отказался. Дата рассмотрения поданной в суд апелляции пока не назначена.